реклама
я

Земля Обетованная

Вторая волна / Великобритания не сдерживает обещаний

Глубоко религиозные евреи жили на Святой земле уже в средние века, находясь в гетто, подобных тем, из которых евреи Европы вышли совсем недавно. Несмотря на то, что эти люди смогли выжить благодаря помощи европейских евреев, они не разделяли идеи национального самоопределения, а тем более идеологию «левых», которой руководствовались первые мыслители сионизма. Евреи сефардского происхождения, жившие среди арабов, занимались торговлей, ремеслом, интеллектуальным трудом и были настроены примерно так же, как и их ассимилировавшиеся братья в Европе: они меньше всего хотели подвергнуть опасности свое тяжело достигнутое положение в обществе.

Евреи, прибывавшие в Палестину начиная с 70-х гг. прошлого века, принадлежали к другой породе. Большинство из них были несгибаемыми социалистами из Восточной Европы и России, но вера в рабочую солидарность была у них подорвана участившимися антиеврейскими выступлениями и погромами, которые им пришлось пережить у себя на родине. Имея лишь небольшой опыт ведения сельского хозяйства, а то и вовсе без оного, они формировали небольшие группы взаимной поддержки и приезжали в Палестину, где основывали сельскохозяйственные поселения. Некоторые ехали только за тем, чтобы обрести спокойствие на земле предков. Другие же, не оставившие надежду на то, что социальные реформы можно осуществить путем революции, рассуждали, что в великой борьбе евреев промежуточным шагом должно быть создание еврейского отечества. Обе эти группы не слишком хорошо понимали, что их ждет на Святой земле.

Даже по меркам восточноевропейских гетто жизнь в Палестине в прошлом веке была ужасной. Живя в палатках или наспех сколоченных домиках, первые поселенцы становились жертвами малярии и других болезней, их осаждали сонмища змей, скорпионов и самых разнообразных насекомых. Они обнаружили, что их палестинские соседи относятся к ним недружественно, а местное еврейское население негостеприимно. Вследствие установленных Турцией ограничений на иммиграцию евреев из России, они, чтобы купить землю, вынуждены были давать большие взятки местным турецким властям или записывать свои участки на фамилии европейских евреев. Хуже всего было то, что переселенцы вскоре осознали, что культуры, которые они умели возделывать, дают доход лишь для скудного существования, а в окрестных, далеко разбросанных друг от друга поселениях, работы для них почти не было.

Поэтому новоприбывшие на Землю Обетованную, хотя они были настроены жить гордо и независимо как первооткрыватели, очень скоро попали в зависимость от филантропической помощи европейских евреев, а точнее, от богатого еврейского капиталиста барона Эдмона де Ротшильда. Привлеченный членами новосозданной организации «Почитатели Сиона», Ротшильд в 80-х гг. истратил 5 млн. долларов на оказание помощи таким новым поселениям, как Ришон ле Цион (Первый в Сионе), Зихрон Яаков, РошПина, Экрон, Метула и другим. Хотя ротшильдовские поселения выжили выращивая виноград, пшеницу, тутовник, производя розовое масло и другую продукцию, они находились под строгим контролем его представителей и быстро утратили свою ярко «левую» окраску.

реклама