реклама
я

Южный берег

Средиземноморское побережье очень много значит для израильтян. Это, прежде всего, хребет всей страны, как по численности населения, так и по своему географическому положению. Более половины населения живет в этих благодатных долинах. На прибрежной равнине находится большая часть роскошных отелей страны, а также самые значительные исторические памятники. Это главный транспортный коридор государства; здесь расположена плодородная долина Шарон, основная база знаменитой израильской цитрусовой индустрии. Ее бухты одинаково эффективно используются для промышленности и туризма.

Но для среднего израильтянина побережье означает только одно — отдых. С апреля по октябрь тысячи бронзово-кожих евреев устремляются к пескам западной части страны, чтобы пожариться на солнце, поиграть в мяч у кромки воды, поплавать, побродить босиком по воде, побегать, покататься на яхтах и понаблюдать, как все вокруг делают то же самое. Израильская прибрежная равнина соединяет в себе столько, казалось бы, несовместимого — апельсиновые рощи и базы отдыха, мини-бикини и филистимлянские развалины, — что она и манит вас, и удивляет. И несмотря на то, что морские волны здесь омывают древние памятники различных цивилизаций, вы не можете отделаться от мысли, что даже песок у вас под ногами являет собой уникальную израильскую смесь.

Где начинается Израиль

Израильский южный берег начинается к северу от Сектора Газа, с кибуца Яд-Мор-дехай. Названный в честь Мордехая Анилевича, еврейского лидера, погибшего во время восстания Варшавского гетто в 1943 г., кибуц был основан польскими иммигрантами в том же году и сыграл решающую роль во время войны за Независимость. Атакованное в мае 1948 года продвигающейся к северу египетской армией, поселение держалось в течение шести дней против многократно превосходящих сил противника. В память об этом событии построено несколько сооружении.

Мрачный, но впечатляющий макет поля битвы показывает фигуры наступающих египетских солдат; звучит записанный на пленку рассказ о том, что здесь происходило. Рядом расположен внушительный музей, где многочисленные стенды рассказывают о битве, о четырех кибуцах, которые стояли здесь рядом друг с другом, а также о польско-еврейской колонии, уничтоженной во время геноцида. Рядом в горах — могилы тех, кто погиб здесь, защищая поселение. Лицом к сегодняшнему поселению стоит памятник Анилевичу, в оборонительной позе, с гранатой в руке, а за ним лежит упавшая водонапорная башня с изрешеченной пулями поверхностью — ее специально оставили в память о тех событиях. Немного к востоку от Яд-Мордехая находится кибуц Негба, который не был взят египтянами и на протяжении всего 1948 г. служил базой для поставок оружия и продовольствия в Негев и южные районы.

Филистимлянские города

В 16 км к северу от кибуцев лежат древние камни Ашкелона, одного из старейших городов мира. Но одного взгляда достаточно, чтобы понять, что город по-прежнему бурлит жизнью. Расположенный на гребне дюн над морем, современный Ашкелон представляет собой интересный сплав промышленных предприятий, современных многоквартирных башен и чудесных пляжей. Но самое интересное в Ашкелоне — это его археологические памятники, которые бережно сохраняются, что привлекает в город большое число туристов.

Лежащий назнаменитой Виа Марис, дороге, связывающей Египет и Сирию, город с самых ранних пор был важным торговым центром, экспортировавшим вино, зерно и разновидность местного лука, известного теперь под названием «скаллион» (по месту выращивания). В начале XII в. до н.э. город был завоеван филистимлянами в период их нашествия на южный берег и вскоре стал одним из пяти великих филистимлянских городов—четырьмя другими были Ашдот, Газа, Гат и Экрон. Следующие два столетия были свидетелями острого соперничества между филистимлянами и израэлитами, и, хотя евреи так никогда и не завоевали город, он просочился в еврейскую историю в леген-дахо Самсоне, совершившем множество подвигов, поджегшем филистимлянские поля, привязав факелы к хвостам лисиц, победившем множество врагов с помощью ослиной челюсти, и о его, столь трагически для него закончившейся, любви кфилистимлянской девушке Далиле, которая предала его.

Смерть у филистимлян царя Саула послужила поводом для часто цитируемого горестного причитания Давида: «Не рассказывайте об этом в Гате, не говорите об этом на улицах Ашкелона, дабы не возликовали дочери филистимлян». Три столетия спустя Ашкелон продолжал оставаться оплотом филистимлян, вызывая ярость пророка Софония, который на последних страницах Ветхого Завета восклицает: «Ибо Газа будет покинута, а Ашкелон превратится в пустыню; они изгонят всех из Ашдода в полдень, а Экрон будет выкорчеван». В конце концов, конечно, все это случилось. В последующие века Ашкелон завоевывали ассирийцы, вавилоняне и т.д. Ашкелон вновь возродился в годы греческого и римского владычества. Предположительно, здесь родился Ирод Великий, впоследствии много сделавший для процветания города. В VII в. Ашкелон попал в руки арабов и — на непродолжительное время — в руки крестоносцев, которые в 1153 г. разграбили и разрушили его древние памятники и сооружения. В 1270 г. он был полностью разрушен султаном Бейбарсом и с этого времени стал всеми забытым местом.

Сегодня большинство древних памятников города сосредоточено в благоустроенном Национальном парке. Здесь можно побродить среди развалин колоннад Ирода и древних синагог, по римской аллее с безголовой статуей Ники — богини победы, и по давно заброшенному когда-то прекрасному римскому амфитеатру. Площадка окружена поросшей травой стеной Крестоносцев, а внизу, на морском берегу, волны омывают лежащие колонны. Поблизости расположены кемпинг и база отдыха.

Современный город состоит из двух жилых массивов: Мидгала на востоке, бывшего арабского города, и Афридара, расположенной вдоль береговой линии новой окраины, основанной в 1955 г. евреями из Южной Африки. В Афридаре, хорошо различимом по его часовой башне с окнами, сейчас находится деловой центр города, здесь расположен коммерческий центр, информационная служба, а также два сохранившихся римских саркофага. Тут также много отелей, включающих такие модные, как «Царь Саул», «Швейцария», а также менее дорогой «Дагон», что означает «русалка». Здесь прекрасные пляжи, носящие библейские названия Берег Самсона, Берег Далилы и т.д. Среди других достопримечательностей — расписанная гробница римского периода, к северу, в Барнеа, развалины Византийской церкви и мозаика V в. Двигаясь вверх по прибрежному шоссе и проехав Ашкелон, мы оставим сзади подъездную дорогу в Низзиним, поселение, основанное южноамериканскими иммигрантами. Здесь есть прекрасный пляж.

Примерно в 40 км к северу от Ашке-лона на горизонте проступают очертания бетонных зданий Ащцода. Его история, восходящая к филистимлянским временам, осталась вдалеком прошлом. Сегодняшний Ашдод — вполне современный город, наиболее важный порт Израиля. Ашдод не может похвастать особыми достопримечательностями, привлекающими туристов, но он являет собой удивительный пример успешного городского развития. Основанный только в 1957 г., Ашдод за три десятилетия вырос до города с 65 тысячами населения и «трещит по швам» от переполняющей его энергии. С его процветающей экономикой, базирующейся в основном на заново отстроенном глубоководном порте, Ашдод стал главным центром по приему иммигрантов. Его население включает большое количество арабоязычных евреев, индийских евреев, сабров и евреев из бывшего СССР». Порт Ашдода, уже обогнавший Хайфу по коммерческой активности, используется для экспорта таких товаров, как поташ из Мертвого моря, фосфаты из Негева,а также широкого спектра промышленных продуктов и цитрусовых.

С Мемориального холма, под маяком, можно ясно увидеть всю территорию порта с кранами и грузовыми судами; отсюда можно рассмотреть огромные бетонные конструкции, напоминающие четвероногих животных, поддерживающие выступающие в море пальцы пирсов. За пределами города, к юго-востоку, лежат остатки древней метрополии Тель-Ишдуд. Кроме холма и рассыпанных черепков филистимлянской керамики, здесь почти ничего не осталось. Возвращаясь к шоссе, обратите внимание на сикоморы, которые растут в этих местах и о которых говорится в Библии. Они одарят вас съедобными фруктами.

Продвижение на север египетской армии в 1948 г. закончилось в Ашдоде. Предполагают, что там побывал сам Насер, тогда еще молодой офицер. В месте, где дорога пересекает русло реки, к востоку от города, можно обнаружить два исторических памятника, относящихся к тому периоду. Во-первых, железнодорожныи мост, параллельный дороге, представляющий собой точную копию моста, взорванного коммандос из бригады Гивати, носившими прозвище «лисы Самсона». Во-вторых, к западу от моста, небольшой белый дот, построенный англичанами во время второй мировой войны.

Первый в Сионе

К северу от Ашдода находится небольшой спокойный городок Явне, имеющий богатую историю. Согласнолегенде,в 79 г. н.э., когда во время войны с Римом падение Иерусалима казалось неминуемым, знаменитый раввин Йоханон Бен-Хаккаи обратился к римскому генералу Веспасиану за разрешением основать здесь академию, предсказав, что однажды генерал станет императором. Вскором времени пророчество сбылось, и просьба была удовлетворена. Независимо от легенды, в последующие годы в Явне действительно была основана крупная академия. Это был город, в котором был начат мишнах — комментарий к Библии, адаптировавший иудаизм и придававший ему современное толкование. Сегодня холм Явне состоит из одинокой башни мамелюков, построенной на оставленных крестоносцами развалинах на вершине горного хребта. В последние годы город известен небольшим исследовательским атомным реактором, первым в Израиле, здание для которого было построено в 1960 г. архитектором Филиппом Джонсоном. К северу отсюда, где впадает в море река Сорек, расположен древний порт Явне-Ям и прекрасный пляж Палмахим, считающийся лучшим в Израиле местом для серфинга. Именно здесь Иуда Маккавей одержал победу над греками во II в. до н.э.

Вся территория от Ашдода до Тель-Авива известна в истории как Даром (юг) — в древние времена тут была колыбель культуры. В нашем столетии здесь располагались самые южные поселения иммигрантов. Направляясь к Тель-Авиву дорога проходит мимо двух таких поселений. Нэс Циона, основанный в 1884 г., был первым поселением, где был поднят всем теперь известный сине-белый флаг Сиона. Поселение Ри-шон ЛеСион, что означает «первый в Сионе», было основано в 1882 г. польскими и российскими сионистами. После пяти лет неимоверных трудностей колония в 1887 г. обрела новую жизнь, когда барон Эдмонд де Ротшильд заложил здесь винный погреб. В настоящее время виноградники «Кармель Ориентал» производят кроме сладких вин чудесные сухие белые и столовые вина различных марок.

Завод по производству вин открыт для свободного посещения, и, побывав в винных погребах и старых офисах Ротшильда, посетитель может бесплатно продегустировать изготавливаемые здесь вина. Кроме того, турист может побывать в небольшом саду, где растут все семь деревьев, упомянутых в Библии: фиговое, финиковое, виноградное, гранатовое, оливковое, пальма и рожковое дерево. Поселение Ришон ЛеСион известно еще и тем, что здесь была построена первая в Израиле современная синагога (1885), был открыт первый детский сад, где детей обучали ивриту, и первый еврейский культурный центр, где был написан и впервые исполнен израильский национальный гимн «Ха Тиква» («Надежда»). От Ришон Ле Циона только 10 км до курортного поселка Бат-Ям и до окраины Тель-Авива.

реклама