реклама
я

Хайфа и гора Кармель

В порыве раздражения шейх бедуинов разрушил убогую прибрежную деревушку, потому что ее жители не платили ему дань. В течение восьми лет деревня лежала в руинах, до 1758 г., когда она была вновь отстроена шейхом Дар аль-Омаром, который перестроил также и ее природную бухту. Из этой невзрачной деревни вырос современный город Хайфа.

За годы, прошедшие после ее второго рождения, Хайфа превратилась в цветущий портовый город и морской центр, энергичный и трудолюбивый, сверкающий, подобно алмазу, на фоне сапфирового моря.

Город построен на трех уровнях, первый из которых — берег моря. Второй уровень, в предгорьях Кармельского хребта — Халар. центральный деловой район и старые жилые кварталы. Новые кварталы поднялись до самой вершины хребта, расположившись на его склонах, будучи связанными друг с другом сетью отличных дорог.

На вершине расположен Кармель-Центр, где находятся самые красивые дома и большинство фешенебельных отелей.

Исторический порт

Уже начиная со II в. Хайфа, будучи расположенной вдоль одного из старейших морских путей, была известна как безопасная гавань для проходящих судов, и в разные времена здесь находили убежище представители различных древних цивилизаций. Но сама деревня представляла собой скопление жалких хижин, и ко времени ее разрушения в середине XVIII в. в ней насчитывалось менее 250 жителей.

После своего второго рождения Хайфа стала расцветать, и к 1890 г. в ней было уже 8000 жителей. Только прокладка железных дорог и война послужили тем трамплином, с которого Хайфа совершила свой прыжок в XX век. В конце первой мировой войны англичане, контролировавшие всю Палестину по мандату Лиги Наций, постепенно начали модернизировать порт Хайфы. Вследствие развития морского судоходства и непрекращающегося потока иммигрантов, население города выросло до 25 тыс. чел. к 1918 г. К 1923 г. оно более чем удвоилось, а к 1931 г. превысило 100 тыс. чел.

Уже будучи городом, Хайфа продолжала оставаться довольно скромным населенным пунктом у береговой полосы, расширяясь только до Кармельских предгорий. Когда в 1948 г. страна добилась независимости, дальнейшее развитие порта Хайфы приобрело первостепенное значение. Во время войны Израиля с соседними арабскими странами его сухопутные границы внезапно оказались закрытыми, и порт Хайфа стал единственной связью государства с внешним миром.

Город синих воротничков

Сегодня порт, управляемый централизованной компьютерной системой, изобилует погрузочно-разгрузочным оборудованием и принимает крупнейшие морские суда всего мира. Это главный в Израиле морской центр. Но Хайфа, будучи портовым городом, является, кроме того, и развитым промышленным центром. Это город синих воротничков, и хайфитяне с гордостью поясняют, что пока Тель-Авив развлекается, а Иерусалим молится, Хайфа работает. Доказательства этого можно встретить повсюду.

В Хайфе находятся два крупных академических центра — Технион и Университет с 40 тысячами студентов. Влияние высших учебных заведений и большого количества высокообразованных рабочих и техников в наукоемких отраслях промышленности сказывается в том, что более половины населения Хайфы имеет, в среднем, более чем 10-летнее образование. Сейчас Хайфа занимает площадь в 15 тыс. акров и имеет население свыше 250тыс. чел. Это город-труженик, в котором любая проблема может быть решена.

Атмосфера всеобщей благожелательности является в какой-то мере следствием разумного осуществления политики, провозглашенной в 1947 г. Давидом Бен-Гурионом. Эта политика, известная как Соглашение Статус-кво, гарантирует сохранение статус-кво в вопросах религии (т.е. сохранение религиозных отношений в том виде, в каком они находились ко времени основания государства в 1948 г.). В других городах это аморфное соглашение стало источником бесконечных ссор, но прагматичная Хайфа трансформировала его в политический инструмент, позволяющий удовлетворить всех.

Религиозные общины

Религиозное население Хайфы живет в своих районах по соседству со светским населением в центре города, возле Хадара. Атмосфера вокруг улицы Йозефа, возле Муниципального театра, вокруг улицы Геула, возле религиозной школы «Слава Израиля» или в Рамот-Вишнице в той же степени проникнута духом истинной религиозности и верности традициям, как и в таких же общинах в любом другом месте Израиля. Но в Хайфе никто никого не забрасывает камнями.

Для туристов обстановка дружелюбия между светским и религиозным населением означает, что хотя кинотеатры закрываются в пятницу вечером, театры, дискотеки, рестораны и ночные клубы работают как обычно. Зоопарк Хайфы и большинство музеев открыты по субботам, но им не разрешено взимать входную плату, а администрация отелей просит отъезжающих гостей оплатить счета до вечера пятницы, так как расплачиваться по субботам не принято.

Для жителей Хайфы и для ее посетителей существенно, что автобусное сообщение действует по субботам. Религиозные евреи идут в синагогу в пятницу вечером по улицам, по которым не ходят автобусы, а светские евреи с готовностью принимают другую половину каравая и набиваются в автобусы на следующее утро.

Арабские районы

Арабское присутствие всегда было ощутимо в Хайфе, и взаимоотношения между евреями и арабами здесь уже давно строятся на основе взаимных уступок. До образования еврейского государства в Хайфе ходили автобусы по субботам (так было удобно арабам), и этот порядок сохранился до сегодняшнего дня. Сейчас израильские арабы составляют 10% населения Хайфы, и каждый день из окрестных деревень в город тянутся тысячи других арабов: их привлекают дружелюбная атмосфера и возможность найти работу.

Хотя в Хайфе есть районы со смешанным населением, большинство арабов предпочитают жить в своей среде, чаще всего в тех же местах, где жили раньше многие поколения их предков.

Вади Ниснас относится к числу наиболее старых кварталов и расположен рядом с Хадаром и поблизости от Бет-Хагефена, арабско-еврейского центра Хайфы. Обычно перед посещением арабского квартала туристам рекомендуют побывать в этом центре, предварительно удостоверившись по телефону, что там будет говорящий по-английски работник.

Вади Ниснас, с его домами из массивных песчаниковых блоков, с зарешеченными окнами и арочными подъездами, с преобладанием арабской и ближневосточной музыки и с большим разнообразием экзотических продуктов и одежды, предлагаемых в местных магазинах, являет собой наглядный пример того, что Хайфа, несмотря на сложные микросхемы, все еще твердо стоит одной ногой на Левантийской земле.

Резко контрастируя с Вади Ниснасом, Кабабир, нависший с вершины хребта над морем, известен своими роскошными особняками и цветущими садами. Этот арабский квартал был основан как независимая деревня в 1930 г. Когда в 1948 г. было образовано еврейское государство, местное население высказалось за присоединение к Хайфе, предвидя преимущества, которые оно получит от городской системы образования, службы здравоохранения, а также от наличия водоснабжения и канализации.

Большинство жителей здесь — мусульмане ахмадия (это небольшая исламская секта, отличающаяся от более крупных групп шиитов и суннитов в Вади Ниснасе). Хотя Кабабир полностью интегрирован в городскую систему Хайфы, в нем действует местное самоуправление, представленное комитетом из шести старейшин, ежегодно избираемых мужским населением квартала. Комитет решает все вопросы: от голосования во время всеобщих выборов до разрешения проблем межличностных отношений. Новая мечеть, построенная здесь в 1984 г., является единственной в своем роде на всем Ближнем Востоке.

Кармель-Центр

Это то место, где расположено большинство отелей Хайфы. Здесь, на вершине горы Кармель, на каждом повороте взгляду открывается величественный вид на город, море и горы. На улице Ханасси много современных магазинов, а прямо на тротуарах—разнообразные кафе и рестораны, специализирующиеся на кошерной, китайской, итальянской и ближневосточной кухне. В глубине Кармель-Центра, на улице Ханасси, 89, находится музей японского искусства — Музей Тикотин.

Через несколько кварталов от улицы Ханасси проходит по краю обрыва прогулочная аллея — Променад. Отсюда открывается вид на город, спускающийся по склону горы вниз, к морю. Основной достопримечательностью здесь является храм Бахай и сады, расположенные на середине склона.

Бахайская секта была основана в Персии Мирзой Али Мохаммедом, после чего она была вскоре запрещена, а ее основатель публично казнен в 1850 г. Бахайская вера, которую исповедуют свыше 3 млн. человек во всем мире, проповедует братство, любовь и благотворительность. Ее последователи считают, что Моисей, Христос, Будда и Магомет были посланы Богом в разные части мира в разные времена, и что все они, в большей или меньшей степени, проповедуют одну и ту же философию. Как само здание храма с его необычным куполом и колоннами в коринфском стиле, так и сады открыты для свободного посещения. Начинающаяся выше храма Панорамная дорога теперь приведет нас либо наружу, к морю, либо назад, к центру города.

Дальше по склону холма

В горных складках верхней Хайфы таится немало спрятанных сокровищ. На склоне возле Променада стоит музей Мане-Каца, расположенный в доме, где французский импрессионист (еврей по национальности) жил и работал в последние годы своей жизни. Помимо его картин и скульптур, в музее хранится его собственная коллекция иудейской и античной мебели. Немного подальше отсюда находятся райские Сады Матерей, самый большой парк из почти 400 имеющихся в Хайфе. Среди вьющихся тропинок, цветов и расположившихся на природе семейств разместился городской музей Доисторических Времен, в котором можно увидеть относящиеся к этому региону исторические памятники, уводящие нас в очень далекое прошлое, когда на этих землях обитал неандерталец. Еще дальше — красивый и хорошо ухоженный хайфинский зоопарк, а в дальнем углу парка — ресторан под открытым небом, специализирующийся на ближневосточной кухне.

На вершине гребня горы Кармель построено современное здание Университета Хайфы — его башня четко вырисовывается на фоне неба. Основанный только в 1972 г., университет принимает студентов со всего северного района и имеет филиалы в более удаленных областях региона. Двадцатипяти-этажный небоскреб бразильского архитектора Оскара Нимейеры, по слухам, имеет небольшой дефект в своем проекте, и открывающийся с него вид на северный Израиль представляется несколько смещенным. На востоке можно разглядеть плодородные долины Галилеи, а за ними — контуры Голанских высот, тогда как внизу на многие мили тянется, подобно шелковой ленте, вдоль всего Средиземноморского побережья полоса желто-песчаных пляжей. На севере — залив Хайфы, Акко и белые утесы Рош ХаНикра. В ясный день все они хорошо видны: кажется, что это ожившая географическая карта, искрящаяся солнцем и морем. По ночам огни гавани состязаются со звездами, и город вырисовывается миллионами мерцающих теней. Назад, вниз по склону, минуя Кармель, расположен дорогой, но очень уютный жилой район Французский Кармель.

В конце этого района гора Кармель образует выступ — на нем находится Кармелитская церковь, всемирный центр Ордена кармелитов. От церкви, расположенной в верхней части горы, вдоль дороги Стелла Марис, открывается один из наиболее впечатляющих видов на город. Эта площадка была выбрана в ХII в. небольшой группой крестоносцев, решивших провести свои дни в аскетической обстановке, в одиночестве и молитвах. Они положили начало Ордену кармелитов, который был официально основан св. Брокардом в ХIII в. Здание церкви было построено в XVI11 в. над гротом пророка Илии и его ученика пророка Елисея. Внутренняя роспись купола посвящена событиям из их жизни. Здесь имеется также небольшой музей, в котором демонстрируются местные археологические находки.

Вдоль берега моря

Напротив входа в церковь находится изогнутая платформа — это верхний терминал хай-финской канатной дороги. Открытие дороги было отложено более чем на год из-за споров, разгоревшихся по поводу того, работать ли дороге по субботам. Сейчас дорога перевозит пассажиров с Кармельских высот на проложенный вдоль морского берега Променад Бат-Галим. Подкрепившись и сделав кое-какие покупки на берегу, турист может посетить Национальный Морской музей и Музей Нелегальной иммиграции. В Морском музее выставлены различные экспонаты моря, памятники и модели, рассказывающие о том, как влияние моря сказывалось на развитии обитавших в Средиземноморье цивилизаций.

В Музее Нелегальной иммиграции посетитель увидит тесные закутки маленького судна, на котором в годы, предшествовавшие провозглашению государства Израиль, вопреки запрету, наложен ному Британской колониальной администрацией, тайно перевозились еврейские иммигранты. Немного выше по склону холма находится грот Илии, где, согласно легенде пророк отдыхал и предавался размышлениям в IX в. до н. э. На одном из пиков Кармельского хребта произошла его важная встреча с идолопоклонниками. Выйдя из пещеры, он поднялся на вершину горы Кармель, где был установлен алтарь для поклонения Медкарту и другим финикийским богам. Илия спросил их священников, смогут ли они своими ритуалами зажечь огонь под жертвенником. Языческие жрецы этого сделать не сумели. Тогда Илия воззвал к Господу, и мгновенно пламя загорелось. Еврейский царь Ахав, разгневавший Господа своим поклонением Ваалу, был свидетелем этого события и, навсегда отказавшись от идолопоклонства, казнил всех пророков Вааловых у реки Киссон. Христиане считают, что в этой пещере укрывалось Святое Семейство, возвращаясь из Египта, и иногда называют ее гротом Божьей Матери.

В нескольких минутах езды автобусом от убежища пророка, примыкая к территории порта, находится элеваторная башня Дагон. Возможно, это единственное в мире хранилище, чья архитектура радует глаз. Выполняя свою основную коммерческую функцию по приему и хранению зерна, поступающего с прибывающих в порт судов, это сооружение имеет свой музей, посвященный истории хлебопекарного и пивоваренного дела.

Напротив дома №40 по улице Хативат Голани, на побережье, расположен Железнодорожный музей, рассказывающий о важной роли железных дорог в истории Хайфы. Там можно увидеть паровозы, перевозившие грузы из глубины страны в порт Хайфы, а также роскошные пассажирские и спальные вагоны и отделанный деревом вагон-ресторан. Посетителям предлагают забраться внутрь, посидеть на пассажирских местах и дать паровозный гудок.

Хадар (Адар)

В Хадаре (Адаре), на некотором возвышении над морем, расположено величественное старое здание, которое было построено в 1924 г. по проекту Баервальда, принадлежавшее когда-то выдающемуся израильскому институ технологии Технион. Оно сохранено в своем первоначальном виде как памятник архитектуры, и сейчас здесь размещен Музей науки и техники.

Европейские очертания здания сочетаются с восточным куполом, крышами с бойницами и сложной мозаикой. Сам Технион недавно переехал в новое большое помещение в районе Неве-Шаннон: там ежедневно проводятся бесплатные экскурсии.

В южной части Хадара, в доме №26 по улице Шабтай-Леви, находится Музей древнего и современного искусства. Там собрано очень много картин. Их осмотр с наиболее удобных точек не всегда возможен, но разнообразие и качество коллекций настолько высоки , что посетитель не пожалеет о своем визите. Выставки здесь нечасты, но, как правило, устраиваются на очень высоком уровне.

Еда и развлечения

Придорожные кафе есть в Хайфе повсюду. Они могут быть очень разными — от двух маленьких столиков около магазина в переулке, где можно выпить чашку отличного кофе «афук», до элегантного кафе под навесом возле кинотеатра в Ротшильдовском Центре на улице Ханасси (Кармель-Центр). Кроме кафе на открытом воздухе, в Хайфе есть много других самых разнообразных заведений такого рода. Пообедать и потанцевать можно в ресторане «Рондо Грилл» при отеле «Дан Кармель». Шумные вечера с народными танцами и пением проводятся в ресторане «Аль-Паша» на улице Хамманааль-Паши, возле порта.

Некоторые из лучших ресторанов не утруждают себя рекламой. Ресторан «Приятные братья», принадлежащий большой марроканской семье, находится на углу улиц Морнай Пика врайоне Ахуза. Это непритязательное с виду заведение уже давно пользуется большой популярностью у местного населения: готовящиеся там шиш кебабы, шашлыки и салаты являются ближневосточной интерпретацией домашней кухни. После обеда можно выпить чашку кофе с немецким или восточным пирожным в кофейнях, расположенных за углом, на улице Пика.

Подкрепиться на скорую руку можно фалафелем, одинаково любимым живущими в Хайфе евреями и арабами. Его продают в киосках на улице Хехалуц в Хадаре. Фалафель едят тут же, стоя около киосков, сдабривая его жгучим перцем, острым соусом, оливками, соленьями и т.д. По вечерам по скромной улице Ха-халуц бродят толпы жующих фалафель хайфитян под ярким светом незатененных уличных фонарей — это очень типичная для Хайфы сцена.

Кармелит – Единственное в Израиле метро

Через один квартал от киосков с фалафелем на улице Ха-халуц, вверх по холму, находится Хадаре кий вход в Кармелит — единственное в Израиле метро. Большинство посетителей привыкли пользоваться метрополитеном, но тем не менее Кармелит не может не заинтересовать туриста.

Туннель проложен че скальный массив горы, и метрополитен работает по тому же принципу, как и канатно-подвесная дорога в Сан-Франциско: один поезд мчится вниз с вершины горы в Кармель-Центре и тащит за собой другой поезд, который поднимается вверх по крутому склону. Даже вагоны сделаны под углом.

Вся поездка сверху вниз на Кармелите – единственном в Израиле метро – длится семь минут.

Кармельская гряда

Кармельская гряда, тянущаяся на протяжении 25 км с северо-запада на юго-восток вдоль побережья, поднимается на высоту 500 м и круто обрывается к средиземноморскому побережью. У ее подножия течет известная с библейских времен река Киссон. Название гряды произошло от слов «Керем-Эль», что значит «виноградник Бога» — Кармель всегда ассоциировалась со спелым виноградом. Сегодня в горах на южной границе города находится национальный парк «Гора Кармель», самый большой в Израиле лесной заповедник с холмисты ми рощами, пешеходными тропами и специально оборудованными площадками для пикников и изумительной красоты пейзажами. В парке общей площадью 21 000 акров имеется природный заповедник (2000 акров), где свободно пасутся олени и экзотические грациозные местные газели.

Сразу за парком на склонах и в долинах Кармельской гряды расположп-лисьдрузские деревни Далиа-эль-Кармель и Исфия. Друзы, принадлежащие к особой исламской секте, являются полноправными и уважаемыми гражданами израильского государства. К деревням, окруженным коричневыми ущельями, на дне которых зеленеют долины, поросшие густой зеленью, можно легко подъехать на машине или автобусе. На базарах можно купить художественно выполненные поделки местных мастеров, а в уютных кафе под деревьями вам предложат турецкий кофе и сочные пирожные.

Поблизости отсюда, в Мухраке, над местом, где пророк Илия посрамил Бааловых жрецов, стоит Кармелитский монастырь.

Для современных жителей Хайфы нежно зеленеющие склоны и плавно закругленные вершины Кармельской гряды определяют стиль жизни и помогают им поддерживать прочную связь с их древними корнями.

реклама