реклама
я

Тель-Авив

Кто мог еще сто лет назад предсказать появление Тель-Авива? А ведь в апреле 2009 года городу Тель-Авив исполнилось ровно 100 лет!

Прибрежная полоса земли к северу от Яффы представляла собой унылое скопление дюн, лишенных какой-либо жизни и со скудными природными ресурсами. А уже к середине XX в. город расцвел тенистыми бульварами, современными многоквартирными домами в интернациональном стиле.

Сегодняшний Тель-Авив это центр культурной и деловой жизни Израиля, средоточение салонов мод и увеселительных ночных заведений, а его белые пляжи, солнечная погода и шикарные отели сделали его круглогодичным курортом. Если внутри городской черты живет не более 350 тыс., то вместе с пригородами его население составляет примерно 40% населения всей страны, или около 2 млн. чел. Со своими знаменитыми кафе и башнями офисов из отполированного камня, город соединил в себе жизнерадостность жителей Средиземноморья со стилем и утонченностью самых популярных городов Европы. В Тель-Авиве не много руин, соборов, замков, но он имеет собственное очарование, которое является такой же неотъемлемой чертой жизни Израиля, как Библия.

Тель-Авив является только частью более крупного города Тель-Авив — Яффа: эти два города были официально объединены в 1950 г. Если Тель-Авив родился вместе с XX в., то Яффа (или Яфо в соответствии с более точной транслитерацией) — город древний и имеет свою богатую историю.

Где все началось

Когда Богу надоели его создания, он устроил Великий потоп, чтобы навсегда стереть прошлое и начать все снова. Когда после потопа Ноев ковчег пристал к горе Арарат, младший сын Ноя Яфет увидел живописный холм над заливом и поселился на нем, назвав это место «Яффа», что по древнееврейски значит «красивый».

Яффа, один из старейших городов мира, сохранила свой библейский колорит. Именно отсюда пророк Иона отплыл на своем корабле в Тарсис, тщетно пытаясь уклониться от исполнения Божьего повеления — идти с проповедью в порочный город Ниневию. В Яффу, важный торговый порт на Средиземном море, везли знаменитые ливанские кедры, использовавшиеся царем Соломоном при строительстве Храма в Иерусалиме. Чудо исцеления Табиты было совершено апостолом Павлом, когда он жил в Яффе, в доме Симона-кожевника. А по греческой мифологии, красавица Андромеда, дочь царя Яффы, была прикована им к утесу недалеко от порта, будучи приготовленной в жертву морскому чудовищу (впоследствии Андромеду спас Персей насвоем белом крылатом коне). 3400 лет назад Яффа была завоевана египтянами. С тех пор филистимляне, израильтяне, персы, Александр Македонский, сирийцы, Маккавеи, римляне, Ирод Великий, мусульмане, крестоносцы, Ричард Львиное Сердце, мамелюки, Наполеон и турки — все прошли через Яффу. В конце первой мировой войны англичане отобралиЯффу у Оттоманской империи, а в 1948 г., во время войны за Независимость, Яффа была возвращена Израилю.

Еврейское население вернулось в Яффу задолго до этого, в 1820г., когда там обосновался еврейский путешественник из Константинополя. Вскоре после этого события в Яффе появилось крупное еврейское поселение, состоявшее в основном из северо-африкан-ских купцов и ремесленников, смешавшихся с местными арабами. Ко времени завоевания Израилем своей независимости в городе насчитывалось приблизительно 100 тыс. жителей, из них евреев было больше 30 тыс. Суверенная Яффа сохранила свой восточный колорит, а ее население представляет собой красочное смешение иммигрантов из северо-африканских и европейских стран.

Старый Яффо сегодня

Старый Яффо, с его мощенными булыжником дорожками и аллеями, петляющими по массивным каменным крепостям, окружающим город, был восстановлен и реконструирован в 1963 г. Теперь здесь находятся поселок художников, картинная галерея, лавки ремесленников, магазины для туристов, рестораны, где готовят блюда из продуктов моря, и ночные клубы. Портом старой Яффы, предназначенным к сносу, еще продолжают пользоваться местные рыбаки, каждое утро доставляющие сюда свой улов. Их добыча в конце концов оказывается в котлах многочисленных городских ресторанов, три из которых расположены непосредственно в Старом порту.

Что касается остального, то, кажется, время здесь остановилось. В примитивных печах продолжает выпекаться бесконечное множество сортов хлебцев — хал с восточными специями, а на древних улицах, как в былые времена, слышен гул голосов лавочников, продавцов сладостей и слоняющихся зевак. Старая Яффа начинается с построенной в 1906 г. Часовой башни на улице Ефет. Окна из цветного стекла выходят на местный полицейский участок, и в каждом из них можно прочесть отдельную главу истории города. Напротив башни, за арочными воротами расположен большой внутренний двор, когда-то Армянский постоялый двор, служивший «центральной станцией» для путешественников и караванов, проходивших через еврейские поселения со всей страны. За полицейским участком большие двери ведут в мечеть Махмудии (настоящий вход в мечеть находится сзади), построенную в 1912 г. и названную в честь турецкого губернатора города.

Если от улицы Ефет повернуть направо, по направлению к реконструированной части города, то пройдешь мимо Яффского музея древностей, где собраны добытые за 20 лет раскопок археологические экспонаты. В здании, построенном в XVIII в., когда-то размещались штаб-квартира турецкого губернатора и местная тюрьма. Позднее оно стало хорошо известным на Ближнем Востоке как мыльная фабрика, принадлежавшая православному греческому семейству Дамиани. Рядом находится францисканский собор св. Петра. Расположенный во дворе собора монастырь св. Людовика назван в честь французского короля, прибывшего сюда во главе крестоносцев и останавливавшегося здесь в 1147 г. Позднее монастырь служил гостиницей для паломников и был известен в XVII в. как «Дом европейцев». Наполеон тоже отдыхал здесь после завоевания Яффы.

Немного дальше по направлению к морю находится минарет мечети Джамаэль-Бахер, расположенной по соседству с первым еврейским домом в Яффе. Построенный в 1820г., этот дом также был гостиницей для жителей Иерусалима, приезжавших на побережье Яффы, чтобы поплавать в море. Армянский монастырь и церковь расположены на месте большой армянской гостиницы XVII в. Турецкий особняк, расположенный за музеем, был когда-то домом, где размещались турецкие бани, а позднее был превращен в ночной клуб и ресторан под названием «Эль-Хамам».

На вершине холма, за парком Листах, начинается Тропа Гороскопа. Мимо картинных галерей, мастерских художников, магазинчиков и лабиринтов маленьких живописных аллей тропа приводит к маяку у западных ворот в стене. В центре реконструированной части города находится площадь Кикар Кедумин, архитектура которой представляет всю многогранную историю города, воссозданную с помощью археологических раскопок. Кроме того, это одно из популярных мест для вечерних прогулок.

С южной стороны стены, вдоль улицы Пастера, расположено современное здание, несколько портящее красоту древней стены. Это «Израэл Экспириенс» — новый туристический центр, в который входят демонстрационный зал, торговый зал и ресторан.

Снова по улице Ефет, направляясь к северной части Тель-Авива, дорога проходит мимо двух знаменитых заведений, выпекающих халы. По общему мнению, наиболее бойкая торговля здесь идет во время праздников Пасхи и Йом Киппура, когда жаждущие хлеба израильтяне выстраиваются возле них в очереди. В следующем комплексе аллей, к востоку отсюда находится знаменитый «блошиный» рынок Яффы. Нарынке продается антиквариат, медная утварь («антикварный» образец изготовляется в вашем присутствии), украшения и различный бывший в употреблении хлам.

У входа в старый город расположено затейливое кафе «Аладин». Отсюда открывается самый лучший вид на Яффский залив и на очертания Тель-Авива на фоне горизонта.

Архитектура и городские маршруты

Первые поселенцы строили свои жилища так, чтобы они напоминали им об оставленных ими домах в Европе, подражая архитектурным стилям Вены, Одессы или Варшавы. Местные архитекторы пытались приспособить европейские стили к новой, ближневосточной среде обитания, смягчая симметричные углы закругленными очертаниями балконов или добавляя купола, арочные ворота и настенные украшения на библейские темы. Строгий архитектурный стиль в духе неоклассицизма оживлялся элементами ближневосточной архитектуры, авангардизма и кича. Это придавало городу его собственный неповторимый характер и очарование.

В 30-х гг. под влиянием Бохауса, Корбюзье и Эриха Мендельсона в архитектуре Тель-Авива возобладал «новый», или интернациональный, стиль. Симметрия и колоннады уступили место чистым линиям, и на первый план вышла строгая функциональность. Позднее «белый город», как называл Тель-Авив поэт Натан Альтерман, стал «облезать», и его здания были перекрашены в разные цвета, что, возможно, было реакцией на строгий архитектурный стиль. Сегодня на улицах города можно вновь увидеть многоквартирные дома на колоннах и сады на крышах, характерные для прежней архитектурной школы.

Хотя Тель-Авив — город, имеющий тенденцию к бесконтрольному разрастанию, туристу в нем не так уж сложно ориентироваться. Главные улицы — это улица Бен-Иегуды, проходящая вдоль береговой линии (на этой улице находятся прибрежные отели), и улица Дизенгоффа, проходящая от комплекса Манн Аудиториум и знаменитых многочисленных кафе на Дизенгоффском круге до пересечения с улицей Бен-Иегуды в северном конце города. Алленби — последняя важная соединительная улица, проходящая почти через весь центр города до улицы Бен-Иегуды, где она поворачивает налево и через два квартала заканчивается у побережья.

Возле башни Шалом

Самое высокое здание на Ближнем Востоке — башня Шалом на улице Герцеля. Это строгое прямоугольное здание вздымается над городом на высоту своих 35 этажей. Четыре этажа башни заняты торговыми залами, а 30 этажей — различными офисами. Последний этаж открыт для публики. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности: в ясный день — от горы Кармель на севере до Негева на юге, с очертаниями Иерусалима, просматривающимися на востоке. Смотровую площадку лучше всего посещать рано утром, на заре, или в сумерки, так как полуденное солнце ослепляет и монотонное бронзовое сияние делает панораму плоской.

В Музее восковых фигур на третьем этаже здания можно увидеть фигуры различных деятелей еврейской истории. В зале музея, который называется «Очарованный мир», перемешаны фигуры героев популярных фильмов, а Майкл Джексон стоит рядом с поп-звездой Израиля Офрой Хазой. Сразу же за башней Шалом экзотичные изгибы улочек Йеменитского квартала переносят нас в далекое прошлое. Это лучшее место, где можно отведать пикантные, острые блюда йеменитской кухни в ресторанах «Пундак Шаул», «Зион», «Пнинат Хакерем» и «Маганда».

Дом-пагода на площади короля Альберта — одно из самых впечатляющих старых зданий Тель-Авива. К сожалению, оно сильно запущено. Напротив улицы Алленби, у пересечения улиц Нахмани, Монтефиори и Мелчет, в 1825 г. был построен Дом-пагода для американца Джозефа Блоха, который жил в нем по шесть месяцев в году. Этот трехэтажный дом имел крышу в форме пагоды, и в нем был установлен первый в городе пассажирский лифт.

Ротшильд

Проложенный в 1910 г. по руслу пересохшей реки бульвар Ротшильда был когда-то самым изысканным местом в Тель-Авиве. Он и сейчас еще красив, его центральная аллея обсажена тенистыми деревьями, повсюду уютные скамейки для отдыха горожан и киоски с прохладительными напитками. Построенные вдоль него здания представляют собой смесь самых различных архитектурных стилей. Дом № 13 построен в стиле безалель (названном так в честь Школы искусств Безалеля в Иерусалиме), объединившем в себе европейские и восточные черты. Общественный музей «Зал Независимости» находится в доме №16, бывшей резиденции первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгоффа. В этом доме 15 мая 1948 г. была подписана Израильская Декларация Независимости. На втором и третьем этажах находится Музей Библии. Через дорогу расположен Музей Израильских сил обороны, размещенный в бывшей резиденции командира Элиаху Голумба.

Дом Брюэра (№46) был построен в 1922 г. Его отличают изящные декоративные балконы, скошенная деревянная крыша в форме пагоды, минарет и большой внутренний сад. Дом в 1948 г. был предназначен к сносу, от которого в самый последний момент его спас советский посол, попросивший его для своего посольства. Там оно и размещалось до 1953 г., когда дипломатические отношения между Израилем и СССР были прерваны.

Здания, построенные в стиле бахаус — дома №89, 91 и 140, а также ряд домов на близлежащей улице Энгела, превращенной недавно в пешеходную аллею.

Прогулка по улице Бялика

Дальше к западу от улицы Алленби расположена еще одна живописная, оставшаяся от прежних времен улица Бялика. Дом №14 — это дом Рубина, в нем жил известный израильский художник Реу-вин Рубин. Неподалеку отсюда — дом Бялика, израильского национального поэта Хаима Нахмана Бялика. Дом был построен в 1925 г. Он украшен маленькой башенкой и куполом, у него выступающий розовый балкон и арочные колонны, напоминающие дворец дожей в Венеции.

В конце улицы расположен дом Скуры — сегодня в нем размещается Музей истории Тель-Авива — Яффы. Построенный в 1925 г., дом так и не стал отелем, как это первоначально планировалось. В нем с 1928 по 1968 гг. находился тель-авивский муниципалитет. В1968 г. муниципалитет переместился к северу, на улицу Ибн-Гвирол.

Рядом с этим зданием ступени ведут вниз, на улицу Идельсона, по соседству с которой расположен Ган-Меир (сад Меир), одно из красивейших мест в городе. Пройдя через парк и еще немного вверх по улице короля Георга, попадаешь на самую короткую улицу Тель-Авива. Это Анонимная аллея (СимтаАлмонти), родная сестра соседней Неизвестной аллеи (Симта Палмонти). На этих двух маленьких аллеях были построены дома в американском колониальном стиле для американскихи британских эмигрантов 20-х гг. Позади закругленного фасада зданий стоит поблекшая от времени, разрушающаяся статуя льва. Когда-то в его глаза, давным-давно разломанные, были вмонтированы электрические фонари, по ночам освещавшие окрестности.

Неве-Цедек

Старейший квартал города Неве-Цедек возник в 1887 г. как окраина Яффы и сейчас представляет собой вереницу узких улочек, застроенных одноэтажными домами в арабском стиле. В то время квартал считался фешенебельной окраиной, несмотря на скученность и плохие санитарные условия. В последние годы оригинальные старые дома пришлись по вкусу художникам, а также некоторым состоятельным семействам, которые реставрировали их, озеленили и привели в порядок внутренние дворики.

Театр Неве-Цедек, где ставятся авангардистские пьесы, был открыт в здании первой городской школы для девочек — это была первая в Израиле школа, где преподавание велось на иврите. С открытием театра по соседству появились живописнейшие рестораны и ночные клубы, оживившие старинные улицы и внесшие в них дух нового времени.

На границе Неве-Цедека и Тель-Авива, у пересечения улиц Лилиенблум и Сосновой, стоит первый в Израиле кинотеатр «Идеи», построенный в 1914 г. Он вмещал 600 мест для зрителей, завороженно смотревших немые фильмы с не всегда синхронным сопровождением оркестра. С появлением звукового кино администрация кинотеатра вынуждена была под давлением влиятельной Федерации профсоюзов в течение полуторалетвыплачивать жалованье безработным музыкантам оркестра.

Между Неве-Цедеком и морем, на кратчайшей дороге в Яффу, расположена мечеть Хасан-Бек, резко контрастирующая с расположенным по соседству современным высотным зданием. Построенная в 1916 г., мечеть должна была остановить разрастание Тель-Авива в сторону моря. По некоторым сведениям, Хасан Бек нанимал воров, которые крали строительные материалы в Тель-Авиве для строительства мечети. Во время войны за Независимость мечеть использовалась арабскими снайперами, стрелявшими в еврейское население.

Левантийские рынки

Если Тель-Авив отличается европейским духом и стилем жизни, то его базары можно считать неотъемлемой частью Леванта. Самый крупный и известный из них — рынок Кармель, расположенный на Улица улице Хакармель и вокруг нее, за ули- Алленби в цей Алленби. Всегда заполненный посередине покупателями и торговцами, базар представляет собой экзотическое смешение красок, запахов и звуков. По сходной цене здесь всегда можно найти большой выбор фруктов, овощей и трав, различные соленья и халы,а также белье, модные украшения, одежду, обувь. Экзотические фрукты (ананасы, хурма, фейхоа, звездоплодники) выложены рядом с более прозаичными бананами и апельсинами, а продавцы громко расхваливают свой товар, стараясь привлечь покупателей.

На расположенном поблизости рынке Безалель можно купить самый лучший в Израиле фалафель, а также различные второсортные модные украшения и бывшие в употреблении безделушки.

Туристы еще не открыли для себя улицу Шейнкина, местный эквивалент нью-йоркской Гринвич-вилиджс примесью нижнего Ист-сайда. На улице Шейнкина, проходящей от улицы Алленби на восток до улицы Иегуды Ха-Леви, можно найти все. Только на улице Шейнкина вы можете купить обои, мебель и предметы домашнего обихода, найти бывшее в употреблении пальто из искусственного меха, переплести книгу, купить яйца в магазине, где продаются только свежие продукты прямо с фермы, и выпить кофе в кафе богемного типа, с растущими внутри деревьями. Это, между прочим, кафе «Тамар», старинное заведение, расположенное напротив редакции «Давар» — газеты Трудовой партии. Никто точно не помнит, сколько этому кафе лет: старики утверждают, что кафе было здесь всегда. Недавно здесь открылись несколько картинных галерей и баров. Здесь постоянно бродят толпы студентов и молодежи, так что жизнь на улице Шейнкина продолжает бурлить и по ночам.

Отели на пляже

Большинство туристов проводят, по меньшей мере, свою первую и последнюю ночь в Израиле в одном из тель-авивских отелей. Эти заведения, сконцентрированные вдоль набережной моря, стали своего рода воротами в Израиль.

Простираясь с северной части города на юг, береговая линия застроена внушительным рядом отелей. Здесь находятся отели «Хилтон» (к северу от улицы Арлозорова) и дальше вниз: «Карлтон», «Плаза», «Дипломат», «Рамада», «Шератон» и «Дан». На приморской набережной множество кафе и ресторанов. Все они предлагают бесплатный морской воздух и дорогие угощения. Летними вечерами набережная заполнена пешеходами и автомобилями: люди стремятся глотнуть морского воздуха после изнурительной дневной духоты.

Перед отелями «Карлтон», «Пента» и «Марина» находится самый большой в Тель-Авиве бассейн с морской водой с круглогодичной температурой 24°С. Летом на пляже проводятся сеансы аэробики, а для тех, кто считает это немодным, возле бассейна в вечерние часы работает каток для катанья на роликах. По соседству расположен пункт проката морского инвентаря (самый большой на Ближнем Востоке), где можно взять напрокат парусные и моторные лодки, оборудование для винд-серфинга, водные лыжи и т.д.

Вам никуда не уйти от Кикар Нумина (известного также под своим прежним названием Кикар Атарим) — бетонного чудовища, нависшего над эспланадой в конце бульвара Бен-Гуриона. Это площадь на открытом воздухе и пешеходная аллея. Здесь вы можете укрыться от солнца под бетонным грибком, купить какие-либо сувениры, а также у вас есть шанс просто заблудиться. Расположенные здесь кафе, пиццерии и рестораны кажутся сносными при солнечном свете, но по вечерам приобретают убогий вид.

У каждого отеля есть своя «собственная» полоска пляжа (все пляжи являются общественными), большинство из них выглядят вполне цивилизованно, оборудованы душами, шезлонгами и различными киосками.

На южном конце линии отелей, напротив отеля «Астория», находится Дельфинарий, теперь не действующий и никому не нужный, мешающий обозревать великолепный вид Старой Яффы, открывающийся с тель-авивского побережья.

Кафе на улице Дизенгоффа

Посещение кафе является неотъемлемой Бронзовый частью жизни каждого уважающего загар и зо-себя тель-авивца. Некоторые отправляются в кафе, чтобы выпить свою первую чашку кофе, другие проводят там деловые встречи или принимают гостей; пожилые горожане проводят утро в своих излюбленных кафе за каппучино и булочками. В солнечный день у приезжего может создаться впечатление, что весь город на каникулах и все его жители сидят в кафе, потягивая кофе.

Самыми посещаемыми являются кафе, расположенные вдоль самой длинной в городе улицы Дизенгоффа, представляющей собой местный вариант чего-то среднего между Виа Вене-цио и Пятой Авеню. Это молодая и кипящая жизнью улица являет собой нескончаемый парад красивых людей, покупателей, туристов, знаменитых актеров или моделей, модных поп-звезд, а также бродяг, солдат и деловых людей. Кафе на улице Дизенгоффа — отличное место для наблюдения за этим нескончаемым и постоянно меняющимся людским потоком.

Ни в какое другое время улица Дизенгоффа не бывает более многоцветна и многолюдна, чем вечером в пятницу, когда группы тель-авивцев собираются, чтобы отдохнуть с друзьями от тяжелой рабочей недели, заговорить с девушками, услышать последние сплетни и узнать о лучших вечерних мероприятиях. Ряд кафе начинается в северной части улицы Дизенгоффа с таких «респектабельных» заведений, как кафе «Афарсемон» и «Батия». Выдающиеся писатели и иммигранты из Австро-Венгрии любили посещать бывшее кафе «Штерн», теперь это рыбный ресторан «Штерн-Дельфин». На углу бульвара Бен-Гуриона находится кафе «Шерри». Здесь особенно многолюдно по пятницам: одинокие молодые люди назначают здесь свидания. Если по бульвару Бен-Гуриона пройти немного дальше к западу, то придешь к бывшему дому Давида Бен-Гуриона. Сейчас здесь музей, в котором выставлены его личные вещи и библиотека, вмещающая 20тыс. томов. Следующая улица, пересекающая улицу Дизенгоффа, — это улица Гордона, известная как улица картинных галерей. Здесь выставлены работы таких великих мастеров, как Пикассо и Шагал, а также картины известных израильских художников — Адама, Гутмана и Кадишмана. Тот, кто во время осмотра достопримечательностей любит перекусить, может поесть на улице Дизенгоффа, на которой, особенно в ее южной части, очень много различных баров и ресторанов. Здесь можно найти все: от фруктовых соков, пиццы и гамбургеров до венгерской швармы.

Приподнятая площадка с бьющим в ее центре скульптурным фонтаном — Дизенгоффский круг, названный в честь жены первого мэра Зины. Первоначально здесь был транспортный круг для улиц, сходящихся на улице Дизенгоффа. Позднее уровень пешеходных тротуаров был несколько поднят, в результате чего образовался очень своеобразный городской круг, не препятствующий тем не менее движению транспорта и пешеходов. Через один квартал дальше к югу находится хорошо известный Дизенгофф-Центр — современный многоэтажный торговый комплекс, в котором продается все: от экзотических животных до ковров. Тут же расположены кинотеатры, рестораны, спортивные магазины и банки.

Тель-Авив ночью

Тель-Авив — один из немногих крупных городов, где относительно безопасно гулять по ночам, его главные улицы остаются многолюдными, по меньшей мере, до полуночи. Бары и ночные клубы, которые по муниципальному закону должны закрываться в час ночи, остаются открытыми намного дольше, хотя с улицы они выглядят закрытыми.

В последние годы ночная жизнь тяготеет к северной части Тель-Авива, к пересечению улиц Дизенгоффа, Бен-Иегуды и Хэйаркон, где открылся очень популярный ночной увеселительный центр и ресторан. Улицы освещены огнями десятков китайских, французских, японских, венгерских и восточных ресторанов. Улица Йирмияху, пересекающая три идущих с севера на юг улицы, приводит к кинотеатру «Пэр» мимо бесчисленных заведений где можно поесть, еще более усиливая общую атмосферу кулинарного изобилия.

Кроме многочисленных ночных клубов, дискотек и баров, рассеянных по всему городу, ночная жизнь сосредоточена в Старой Яффе. Наиболее популярными клубами здесь являются «Эль Хамам» и «Пещера», специализирующиеся на израильском фольклоре. Клуб «Ариана» известен греческой музыкой и танцами, а несколько других предложат вам кабаре и даже секс-шоу.

Парк Независимости скрывает среди своих кустарников несколько археологических сокровищ, но вечерами это излюбленное место гомосексуалистов. Отсюда они отправляются в «Дивайн-клаб», что на улице Дизенгоффа (гомосексуально-ориентированный) или в любой другой (смешанный) клуб.

Современный город

Во время русской революции группа молодых российских актеров еврейской национальности организовала свою труппу и мечтала о создании театра, где ставились бы пьесы на иврите. Эта мечта осуществилась в Тель-Авиве десятки лет спустя. Театр «Хабима», построенный на площади Хабима («хабима» по древнееврейски — сцена), поначалу имел скрипящие деревянные стулья и отвратительную акустику. Сейчас в нем два зала (один на 1000 мест, другой — на 300), вращающиеся сцены, оркестровая яма и синхронный перевод на многие языки в период «горячих» сезонов. На самой площади, выходящей на севере на улицу Дизенгоффа, на востоке — на улицу Хуберманаи на западе — на бульвар Тарсат, стоит большая абстрактная скульптура, созданная Менаше Кадишманом. Она стала символом тель-авивского театрального искусства. По соседству с театром «Хабима» находится Манн Аудиториум, где играет Израильский филармонический оркестр. Билеты здесь всегда дорогие. Третье здание в этом комплексе — павильон Елены Рубинштейн, филиал Тель-авивского музея, в котором проводятся выставки современного искусства. В небольшом парке посреди комплекса расположено шикарное, из бронзы и хрома, кафе «Апропо».

Отсюда начинается новая часть города, простираясь к северу вдоль сети обрамленных деревьями бульваров, пересекаемых главной частью улицы Ибн-Гвирол и включающих широко раскинувшийся круг Кикар Хамедина.

На углу улицы Шауль Хамелех (царя Саула) и улицы Вейцмана расположены наиболее впечатляющие современные здания города. Самым необычным из них является Дом Азии, построенный по проекту архитектора Мордехая Бен-Хорина: сверкающая белизной отделка здания напоминает горизонтально набегающие гигантские волны, которые своей формой вызывают некоторые ассоциации с амебой. В фойе здания с мозаичным потолком можно увидеть прекрасные образцы скульптуры. В здании размещены посольства, различные офисы и рестораны. Над ним возвышается расположенное по соседству здание IBM — цилиндр с тремя крыльями, поддерживаемый грибообразным основанием. Спроектированное архитекторами Яски, Джилом и Сильваном, здание прекрасно вписывается в панораму города. Через дорогу — красные скошенные крыши зданий немецкой колонии Темплар (1870—1939) представляют собой еще один архитектурный контраст в этом городе контрастов. Немного дальше по бульвару Царя Саула, на площади Голды Меир расположен Тель-авивский музей. Он включает в себя четыре центральных галереи, зрительный зал, где часто демонстрируются старые фильмы, большое количество других залов, сад скульптур, кафетерий и магазин. В музее проводятся выставки голландских и фламандских мастеров XVII в., итальянской живописи XVIII в., импрессионистов, постимпрессионистов, есть хорошее собрание полотен XX в. из США и Европы, а также картины современных израильских художников.

К северу от Яркона

Северная граница города проходит по реке Яркой, которая когда-то была границей между племенами Дан и Эфраим. Сегодня по ее берегам раскинулся парк, а саму реку облюбовали любители гребли, лодки которых в прохладное время дня проплывают вверх и вниз по реке. Через реку, в западной ее части, можно увидеть купол и трубы электростанции, а в восточном ее конце — зеленые насаждения городского выставочного комплекса. На другой стороне реки, в Рамат-Авиве расположен музейный комплекс Хаарец, в котором хранится наиболее полное собрание археологических, антропологических и исторических памятников региона. Основную часть своих экспонатов музей получает из Тель-Куазиля, где проводятся археологические раскопки. Там были обнаружены 12 пластов цивилизации. Археологические находки включают древний храм филистимлян, древнееврейские надписи, датируемые 800 г. до н.э. и другие ценные исторические памятники. Музейный комплекс состоит из 11 павильонов, в которых выставлены изделия из стекла, керамики, меди, древние монеты; есть павильоны, посвященные фольклору и этнографии, а также планетарий. В секции под названием «Человек и его труд» работники музея демонстрируют старинные методы ткачества, ювелирного и гончарного искусства, способы помола зерна и выпечки хлеба.

Знакомство с Израилем не будет полным без посещения, хотя бы один раз, музея Бет-Хейтефутсот на территории Тель-авивского университета. Основанный только в 1979 г., этот музей еврейской диаспоры уже известен всему еврейскому миру. По своей концепции и методологии он коренным образом отличается от общепринятого понятия музея. За исключением нескольких культовых предметов, здесь нет постоянной экспозиции. Его главная цель — воссоздание истории еврейского народа.

Экспозиция главного выставочного зала организована по тематическому принципу. Посетители могут ознакомиться с различными сторонам и еврейской жизни в диаспоре: семейной, общественной и религиозной, а также культурой, взаимоотношениями с нееврейским населением и возвращением в Сион. В зале представлена потрясающая коллекция выполненных с высочайшим искусством макетов зданий синагог всего мира. В центральном атриуме установлена мемориальная колонна в память о еврейских мучениках на протяжении веков. Аудиовизуальный рассказ о всех миграциях евреев на протяжении мировой истории представлен в зале «Хроносфера». Четыре «видеоисточника информации», позволят посетителям посмотреть документальные фильмы, которые можно выбрать по каталогу, а компьютерная система дает возможность проследить свою родословную. Имеются специальные стенды, посвященные представляющим интерес вопросам жизни еврейских колоний во всем мире.

На севере, востоке и юге Тель-Авив окружен районами, которые горожане называют «спальными окраинами». Их жители ездят в город на работу, в магазины и для развлечений. На южной границе Тель-Авива находятся Холон и Бат Ям (буквально «дочь моря»); на севере — беспорядочно растянувшиеся кварталы. К востоку лежат Рамат-Ган и Гиватайим, а возле шоссе раскинулся Сафари-парк. Еще дальше к востоку — религиозный город Бней Брак, основанный в 1924 г. ортодоксальными евреями из Польши, и Петах Тиква. Петах Тикву назвали «матерью поселений», так как она была основана в 1878 г. — первое еврейское поселение новейшего времени. До сих пор сохранилась эмблема города — апельсиновое дерево и плуг.

реклама