реклама
я

Мертвое море

На протяжении веков приезжавшие сюда христианские паломники ужасались безжизненности этого моря. Отсюда возникло и его название — Мертвое море. Оно как нельзя лучше отражает характер этого, самого соленого на Земле, водоема: ведь в нем полностью отсутствует жизнь. Да и на прилегающей территории ее фактически никогда не было. Сегодня же оно превратилось в источник энергии и здоровья: содержащийся в его горьких водах углекислый калий, служащий бесценным удобрением, экспортируется во многие страны мира, а питающие море озера и ручьи обладают известными еще с древних времен целебными свойствами, излечивая многие недуги. Местные курорты и отели заполнены немцами и скандинавами, гоняющимися за солнцем, отдыхом и исцелением. В настоящее время сюда отваживаются приезжать не только многочисленные туристы, но даже и сами израильтяне, чтобы вдохнуть напоенный кислородом воздух, покачаться, подобно поплавку, в соленой воде моря и полюбоваться суровым пейзажем.

Расположенное примерно на 400 м ниже уровня моря в тектонической впадине, протянувшейся на восток до Африки, Мертвое море является самой низкой точкой на поверхности Земли. Нет в Израиле более дикой и голой природы, чем вокруг Мертвого моря. На западе вздымаются крутые утесы из красноватого песчаника на фоне желтоватых известняковых глыб и ослепительно белых солончаков равнины. На востоке, за мерцающей золотой гладью воды, поднимаются горы библейских Моава и Эдома. Поутру они почти теряются в дымке, а днем предстают взору во всей своей красе. К вечеру в ущелья опускаются глубокие сумерки, оттеняющие неповторимый скалистый ландшафт.

Мягкая и приятная зима сменяется настоящим пеклом летом. Раскаленный воздух будто обретает особую плотность, а яркое солнце больно режет глаза даже через темные очки. Южная оконечность Мертвого моря частично высохла вследствие использования вод реки Иордан Израилем и Иорданией. На израильской стороне создана сеть искусственных озер, предназначенных для извлечения соли, однако в них можно и купаться.

Иудейская пустыня, расположенная между холмами Иудеи и Мертвым морем, служила традиционным пристанищем для отшельников, пророков и мятежников. Здесь прятался от Саула Давид. Хасмонеи, поднявшие знамя борьбы за независимость евреев от Сирийско-греческой империи во II в. до н.э., восстанавливали здесь свои силы после первого поражения. В Иудейской пустыне уединялся Иисус, а ессеи создали на ее безжизненных просторах свою общину. Война евреев против Рима (66-73 гг. н.э.) началась с захвата цитадели Масада в Иудейской пустыне.

До 1967 г. граница между Израилем и Иорданией проходила к северу от Эйн-Геди, примерно посередине западного берега Мертвого моря. Это означает, что в самом Израиле находится лишь южная часть Иудейской пустыни. Таким образом, некоторые из описываемых здесь достопримечательностей стали доступны израильтянам только после Шестидневной войны 1967 г. В любое время они могут снова вернуться к арабам.

Кумранские свитки

На северо-западном берегу Мертвого моря располагалось поселение есесев Кумран, где были найдены знаменитые свитки Мертвого моря. Ессеи, приверженцы еврейской секты, проповедовавшей аскетизм во времена Второго Храма, намеренно основали свою общину в этом недоступном месте. В 68 г. ее разрушили римляне.

В начале лета 1947 г. пастух-бедуин искал отбившегося от стада барана на берегу Мертвого моря. Бросив камень в одну из скальных пещер, он услышал звук разбившегося глиняного кувшина. Позднее выяснилось, что таким образом было сделано самое удивительное археологическое открытие века: в глиняных сосудах были найдены свитки, относящиеся к I в. до н.э. — I в. н.э.

Часть этих документов попала в Израиль при весьма драматических обстоятельствах. Один армянский торговец предложил профессору археологии Ивритского университета Элиазеру Сукенику купить у него коллекцию древних рукописей. Сукенику показали только фрагмент рукописи, который поразил его своей древностью, однако вся коллекция находилась в Вифлееме, куда нужно было ехать. Это был период, предшествовавший созданию государства Израиль, и Иерусалим находился в зоне военных действий. Расположенный неподалеку Вифлеем контролировался арабами, и евреям было небезопасно ездить туда. Сукеник обратился за советом к своему сыну Йигаелу Ядину.

Сын, тоже археолог, а в то время начальник оперативного отдела только что созданных сил обороны Израиля, ответил: «Как археолог, я считаю, что нужно ехать. Как твой сын, я умоляю тебя не ехать. Как начальник оперативного отдела армии, я запрещаю тебе туда ехать!» Сукеник, рискуя жизнью, все же съездил в Вифлеем и купил три рукописи. Остальные четыре ему не достались. Они попали в США и позднее были выкуплены для Израиля Ядином.

В результате дальнейшего обследования пещер обнаружились другие рукописи и тысячи фрагментов, большинство из которых выставлены сегодня в Израиле — во Дворце книги, в Национальном музее в Иерусалиме или в музее Рокфеллера в той части города, которая раньше принадлежала Иордании. Эти находки революционизировали знания о периоде Второго Храма и пролили новый свет на происхождение христианства. Они указывают, что Иисус, возможно, был ессеем; по крайней мере, на него оказала сильное влияние эта секта. В рукописях запечатлено настроение мессианского фатализма, свойственное евреям тех времен. Оно объясняет происхождение христианства и пыл еврейских мятежников, безнадежно сражавшихся против Рима. Из рукописей многое становится ясным об образе жизни ессеев, о религиозных постулатах их секты, об обрядах и богослужении в храме Иерусалима. Частично восстановленные постройки Кумрана находятся на плато, возвышающемся примерно на 100 м над берегом. Их стоит посмотреть. В скалах видны многочисленные пещеры, включая те, в которых были найдены рукописи, но они недоступны для туристов.

Оазис Эйн-Фешха, где ессеи выращивали овощи и фрукты, расположен в 3 км к югу. Сегодня это излюбленное место для купания. Поплавав в Мертвом море, туристы смывают с себя соль в пресной воде источников. Купание в Мертвом море — ощущение весьма необычное. Человек здесь не тонет, а качается на поверхности, как поплавок. Можно, сидя в воде, читать газету. Вода в Мертвом море в 10 раз солонее, чем в океанах. Она мгновенно начинает разъедать порезы и царапины, причиняя нестерпимую боль.

Император Веспасиан бросал в Мертвое море закованных в кандалы рабов, дабы посмотреть, утонут они или нет. Сегодняшние купальщики могут не бояться: даже те, кто не умеет плавать, легко держатся на поверхности. Главное — не потерять равновесия. Если в рот попадет даже капля воды, от горького привкуса не отделаться целый день. Ну, а если глотнуть, то несчастному не позавидуешь.

Примерно в 19 км к югу от Кумрана раскинулся новый кибуц Мицпе-Шалем. Место, где была первоначальная община, преобразовано в полевую школу. За ней начинается круто обрывающийся Каньон Мураббат. Здесь также есть пещеры, в которых были обнаружены рукописи, относящиеся к I—11 вв. н. э. Ущелье тянется до Мертвого моря, но здесь стены его отвесны и неприступны. Прогулка по каньону — запоминающееся путешествие, но в него не следует пускаться в одиночку. Лучше идти группой в сопровождении опытных проводников.

В пещерах Мураббата были также найдены фрагменты рукописей, относящиеся к более позднему восстанию против Рима (132-135 гг. н.э.), которое возглавлял Симон Бар-Кохба, включая письмо, написанное самим Бар-Кохбой одному из своих военачальников.

Где Давид скрывался от Саула

Еще в 15 км к югу находится цветущий оазис Эйн-Геди, на территории которого раскинулись кибуц, природный заповедник и еще одно учебное поле. Это место отличается особой красотой: у бьющих струй источников по крутым стенам утесов взбирается буйная растительность. Здесь гнездятся самые разнообразные птицы и водятся газели, лисицы, шакалы и даже леопарды.

Самое популярное у туристов и купальщиков место — источник Давида, оканчивающийся великолепным водопадом, заросшим папоротником. Здесь, по преданию, скрывался от царя Саула Давид, ставший жертвой одного из приступов гнева сумасбродного правителя. «И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля, и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны». Как сказано в Библии, Саул зашел по нужде в пещеру, где сидел Давид, который отрезал край от верхней одежды саула дабы доказать, что он мог убить его, но сдержал себя. Все кончилось примирением и слезами.

И летом, и зимой вокруг источника Давида толпятся туристы. Те, кто выносливее, могут пройтись вдоль Нахаль-Аругота, что примерно в двух километрах к югу. В этом ущелье водится немало зверей и встречаются красивой формы каменные глыбы. Здесь также есть несколько глубоких заводей для купания.

В кибуце Эйн-Геди есть гостиница и водолечебница. Здесь можно искупаться в водах Мертвого моря и близлежащих серных источников. Наберегу кемпинг, молодежное общежитие и ресторан.

Далее к югу раскинулось ущелье Нахаль-Хевер. Здесь наибольший интерес представляют пещера Ужасов, где были найдены 40 скелетов мужчин, женщин и детей времен восстания под предводительством Бар-Кохбы, и расположенная неподалеку пещера Писем, в которой были обнаружены 15 писем, написанных Бар-Кохбой своим военачальникам. Что касается ущелья Мураббат, то в одиночку забираться в пещеры не рекомендуется.

Масада

Примерно в 20 км к югу от Эйн-Геди стоит скала Масада, возвышающаяся на 300 м над берегами Мертвого моря. Это одно из наиболее удивительных в археологическом отношении мест в Израиле. Масада является частью вереницы утесов, поднимающихся над Иудейской пустыней. Она отрезана от окружающей местности крутыми обрывами на севере, юге и западе, что делает ее почти неприступной.

Именно на этой безлюдной скале Ирод Великий построил мощную крепость, служившую ему убежищем от его вечно недовольных подданных. Здесь можно побродить по великолепному трех ярусному дворцу, протянувшемуся вдоль северной скалы, римским баням с искусной системой подогрева, обширным складским помещениям, западному дворцу, украшенному тончайшими мозаиками, и вдоль огромных водохранилищ, высеченных в скалах. Можно полюбоваться с вершины удивительным пустынным пейзажем. Сюда легко подняться по римскому сходу, расположенному на западной стороне, на фуникулере с восточной стороны или для более выносливых — по Змеиной тропе, также проложенной с восточной стороны.

Уже одних этих достопримечательностей хватит, чтобы привлечь сюда туристов, однако именно эпохальная история осады крепости во времена Иудейской войны против Рима сделала Масаду одним из самых популярных мест паломничества израильтян и иностранных туристов, уступающему разве что Западной стене в Иерусалиме.

В 66 г. н.э. группа еврейских мятежников-сикариев (названных так от слова ska — кинжал, их любимое оружие) вырвала Масаду из рук римского гарнизона, положив таким образом начало Иудейской войне против Рима. Закрепившись в Масаде, сикарии двинулись на Иерусалим, где они возглавили восстание. В жестокой борьбе между различными группировками мятежников погиб их предводитель, и они вернулись в Масаду, чтобы восстановить свои силы.

Новый лидер сикариев Элеазар бен Йаир всю войну просидел в Масаде, где к нему время от времени примыкали другие группы. В 70 г., после падения Иерусалима, он все еще командовал крепостью. В 73 г. к подножию скалы прибыл 10-й римский легион, чтобы покончить с этим последним оплотом иудеев. Вместе со вспомогательными подразделениями и обозом легион насчитывал 15 тыс. человек. Масаду же защищало менее тысячи еврейских мужчин, женщин и детей. Склады Ирода еще были полны провизии. Римляне разрушили акведук, по которому в крепость поступала вода из запруд в ущелье, но в водохранилищах было достаточно влаги, чтобы защитники крепости не испытывали жажды в течение длительного времени, и доступ к ним не был затруднен. Легионеры построили вокруг скалы стену, а рядом разбили лагеря, так что основные пути отступления были отрезаны. Затем они воздвигли земляной вал, укрепленный деревянными балками и выложенный камнями, который, подобно кинжалу, указывал на внешнюю стену крепости.

В конце осады легионеры подожгли крепость и, когда погасли последние языки пламени, ворвались в Масаду. Повсюду рядами лежали тела защитников. Презрев поражение и не желая стать рабами, мужчины сначала умертвили свои семьи, а затем уничтожили друг друга. Для этого они бросили жребий и выбрали десять человек, которым поручили выполнить эту миссию. Последний из этой десятки должен был убить девятерых остальных своих товарищей, а потом умереть сам.

Эта история, рассказанная Иосифом Флавием в его «Иудейской войне», стала одной из легенд современного Израиля. В знак признания символического значения этого места молодежь, призываемая на службу в армию, клянется сегодня в верности родине на вершине скалы. «Масада никогда не падет вновь», — повторяют они слова присяги.

В ходе раскопок, проведенных здесь в 60-хгг. Игаелом Ядином, обнаружилось великолепие крепости и дворцов Ирода Великого, но самыми волнующими оказались найденные в стене жилые помещения зелотов, их синагога и ритуальные бани, остатки очага и даже их последней трапезы. В северном дворце были найдены скелеты мужчин, женщины и ребенка. Человеческие кости были также обнаружены в близлежащей пещере, куда их, видимо, побросали римляне. Страна затаила дыхание, когда археологи объявили о том, что нашли надписанные глиняные черепки. Возможно, ими пользовались защитники крепости, когда бросали жребий, кому умерщвлять своих товарищей. На одном из черепков написано: «Бен-Яир».

Целительные воды Содома

К северу от библейского Содома, на побережье, расположились курорты Эйн-Бокек и Нэв-Зохар, привлекающие людей со всего света своими знаменитыми минеральными источниками. Известные с I в. н.э. целебные воды, как считается, излечивают большое число недугов — от кожных заболеваний и люмбаго до артрита и ревматизма. В клиниках, укомплектованных врачами и медсестрами, есть серные, минеральные и соляные ванны, грязелечебница, массажный кабинет и отделение лечебной физкультуры. Что касается цен, — то они здесь самые разные: от обычных до сравнимых со стоимостью проживания в пятизвездочных отелях; все необходимые источники имеются прямо на территории.

Если вы решите провести здесь несколько дней, не пропустите грязевые процедуры. В древние времена Клеопатра посылала за местной грязью своих рабов. Даже сегодня грязи Мертвого моря — доходная статья экспорта.

Современный Содом окружает исключительно мирная атмосфера. Несмотря на изнуряющую жару здесь удивительно тихо и можно поплавать, побродить или позагорать. Сегодняшний облик города противоречит библейскому описанию легендарных «городов греха» Содома и Гоморры, уничтоженных огнем и серою за порочность и моральную распущенность их жителей. Библия не называет напрямую их «грехи», но, судя по всему, там процветало мужеложство (отсюда термин «содомит»).

По преданию, Лот, племянник Авраама, просил Господа пощадить эти два города. Ему разрешили спастись вместе со своей семьей, но его жена оглянулась на рушащийся город и за это была превращена в соляной столб. На берегу Мертвого моря есть пещера, в которой стоит полая внутри колонна. Ее называют Жена Лота. Считается, что именно здесь она превратилась в столб. Заберитесь внутрь пещеры, проведите пальцем по столбу и попробуйте на язык — вы ощутите соленый вкус.

Южнее находится похожий на лунную базу соляной завод, напичканный конвейерами, воронками и печами. Шум и грохот не умолкают здесь круглые сутки. Вокруг завода возвышаются причудливые, похожие на скелеты деревянные леса. С территории завода лениво выползают огромные грузовики, груженые поташем, магнием и солью. Они везут их по Вади-эль-Араба в Эйлат или вверх по склону к железной дороге, ведущей в порт Ашдод, откуда их доставляют в другие страны.

Старый и новый Арад

Дорога устремляется на запад в горы, мимо источников и химического завода. Примерно в 25 км, на высоте 1000 м взору открывается Арад, первый спланированный город Израиля.

Люди жили в этой местности еще 5000 лет назад. Современный Арад выстроен на возвышении, что обеспечивает ему мягкий климат, древний же город лежал в 8 км к западу, там, где сейчас поля. Древний холм Тель-Арад был раскопан и частично восстановлен. Будет интересно посмотреть на него. Здесь обнаружены остатки ханаанского города третьего тысячелетия до н.э. Археологи извлекли из руин глиняные сосуды, относящиеся к I династии Египта, что свидетельствует о том, что между двумя странами существовали торговые отношения.

Рядом располагалось поселение времен царя Соломона (X в. до н.э.). Оно было намного меньше первоначального ханаанского города и имело святилище, построенное по образцу Иерусалимского храма, с внутренним двориком, внешними помещениями и Святая святых — единственной находкой такого рода. Специалисты говорят, что это святилище полностью соответствует указаниям, содержащимся в книге Исхода: «И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четырехугольный».

Внутри Святая святых археологи нашли остатки сожженного вещества в двух жертвенниках меньшего размера. Анализ показал, что в них содержится животный жир, а значит, здесь совершались жертвоприношения. Это увязывается с высказываниями библейских пророков против совершения жертвоприношений «на высотах». Мудрый царь Езекия, правивший в 720-692 гг. до н.э. Иудеей, прислушался к увещеваниям пророков и «отменил высоты, разбил статуи».

реклама