реклама
я

Мамелюки и турки

В течение последующих двух-трех веков страной управляли мамелюки — ставшие правителями Египта бывшие рабы, которых привезли в эту страну из Азии, чтобы сделать из них воинов гвардии султана. Однако они взяли власть в свои руки и стали править страной. Был установлен очень жесткий военный режим, территории и регионы управлялись вице-королями, ответственными перед правителями Египта. К этому времени Палестина превратилась в застойное болото: торговые пути переместились в другие места (в особенности после открытия Америки), паломничество сократилось до минимума, прибрежные районы стали использоваться под пастбища, население терпело большие лишения вследствие тяжелого экономического положения и вспышек исламского фанатизма. Христиане и евреи составляли незначительное меньшинство, зачастую жили в невыносимых условиях, в изоляции, облагались непосильным грабительским налогом. Но несмотря на свой захватнический характер мамелюки оставили после себя прекрасные памятники архитектуры, которые и сегодня можно увидеть в районах старого Иерусалима.

В конце концов империя мамелюков ослабла и в 1516-17 гг. пала под натиском султана Оттоманской Турции Селима. Святая земля оставалась под турецким господством четыре столетия. При сыне Селима Сулеймане Великолепном, правившем с 1520 по 1526 год, в Святой земле началась новая эра процветания. Однако эта золотая эра вскоре начала тускнеть, и упадок Оттоманской империи в XVII в. привел к ухудшению положения в Святой земле. Местные шейхи добились независимости, что привело к общему падению авторитета центральной власти.

Экономическое положение снова ухудшилось, а национальные меньшинства подвергались жестокому обращению и террору. В то время как Европа вступала в новую эру, Оттоманская империя все больше погрязала в коррупции и приходила в упадок.

В 1799 году Наполеон обратил свои имперские устремления на Святую землю, предприняв провалившуюся попытку взять город Акко, который защищали небезызвестный шейх Аль-Джаззар и английская флотилия под командованием сэра Сиднея Смита. Хотя попытка была неудачной, она пробудила в Европе интерес к этому региону. Чтобы обеспечить себе опорные пункты на Святой земле, многие европейские державы брали под свою протекцию местные национальные меньшинства и открывали консульства в Иерусалиме. Символическое значение, придаваемое этому региону, столь возросло, что в 1854 г. одной из причин Крымской войны была пропажа серебряной звезды, обозначавшей место рождения Христова в церкви в Вифлееме. Русские, считая себя защитниками прав православных христиан, построили несколько первых современных сооружений за пределами городских стен Иерусалима, чтобы приютить паломников и отгородить место для их присутствия, в том числе Русский комплекс в западной части города и собор Марии Магдалины на горе Елеонской. В свою очередь, западные державы считали себя защитниками католиков и создали свои собственные скромные колонии.

С открытием в 1869 г. Суэцкого канала геополитическое и экономическое значение Ближнего Востока резко возросло, так как он снова оказался на главных торговых путях, а борьба европейских держав за влияние там усилилась, потому что дни Оттоманской империи были явно сочтены. После окончания первой мировой войны Великобритания вырвала наконец из рук Турции контроль над Палестиной и вскоре получила от Лиги Наций мандат на управление ею.

В этот богатый событиями период стало заметно увеличиваться число еврейских переселенцев. Хотя еврейская иммиграция имела место и раньше — в особенности, в священные города Иерусалим, Хеврон, Тиверию и Сафед, — в силу сложившихся обстоятельств число прибывавших было небольшим, и евреи составляли незначительное меньшинство населения. Но к моменту Первого сионистского конгресса, состоявшегося в 1897 году, евреи уже составляли большинство населения Иерусалима. Кроме того, новые пришельцы прибывали не только из религиозных соображений, но и по национальным и идеологическим мотивам. Они были преисполнены решимости возродить былую славу израильской земли. В отличие от своих отцов, которые приезжали, чтобы умереть на Святой земле, новое поколение ехало для того, чтобы жить там.

реклама