реклама
я

Израильские арабы

Когда был образован Израиль, не все арабские жители бывшей Палестины вняли призывам окружавших его государств (и «подталкиваниям» со стороны нарождавшейся израильской армии) бежать из своих домов, хотя им было обещано, что они вернутся в ближайшие недели, как только еврейское государство будет стерто с лица земли вторгшимися армиями. Около 150 тыс. чел. остались, а в результате естественного прироста их численность возросла до 950 тыс. Половина арабского населения Израиля проживает в городах, больше всего их в городах и поселках Галилеи. Имеются большие арабские общины в Назарете, Хайфе, Рамле, Яффе и Иерусалиме.

Положение израильских арабов, из которых 67 % мусульмане, 23% — христиане и 10% — друзы и бедуины, поистине парадоксально. С одной стороны, они — арабы, связанные языком, историей, культурой, религией с арабским миром. С другой стороны, они одновременно являются гражданами государства, которое находится в конфликте с этим миром. Тем не менее им удается балансировать между этими конкурирующими симпатиями. Единственным дискриминационным правовым актом в отношении израильских арабов является то, что они не подлежат призыву на военную службу, так как считается, что неразумно предлагать им воевать против своих единоверцев и родственников. Однако освобождение от воинской повинности — палка о двух концах. Ведь армия — это нить, связывающая израильтян самой различной судьбы.

Несмотря на ограничения, израильские арабы процветают: достигнуты успехи в здравоохранении и образовании, повысился общий жизненный уровень. Одним из показателей процесса перемен является образование. Неграмотность среди арабов сократилась с 95% в 1948 г. до нынешних 5%. Если в 1948 году только 32,5% посещали школу, то к 1982 г. было 92% окончивших 5-8 классов и более 30% — 9-12 классов, что свидетельствовало о стремлении арабов поступить в высшие учебные заведения Израиля.

Большинство родителей израильских арабов предпочитают отдавать своих детей в школы с обучением на арабском языке, в которых сочетается преподавание истории и культуры арабов и евреев.

В настоящее время в израильских вузах учатся около 6 тыс. арабов (точные данные получить трудно, так как в вузах учет религиозной и этнической принадлежности студентов не ведется). Другие отправляются на учебу за границу, но не в арабские страны, так как у них израильские паспорта. Результаты образования и участия в жизни настежь распахнутого демократического израильского общества поистине огромны. Большинство молодых арабов уже больше не являются простым придатком больших, расширенных родов. Они живут маленькими семьями западного типа и экономически не зависят от своих родителей. Правда, все еще чувствуется большая привязанность к традиционным ценностям и обычаям, но на нее накладывается более сильное стремление к благам богатого Запада.

Израильские законы, предоставили женщинам равные с мужчинами права. Изменившиеся интересы женщин (и их мужей) отражаются на уровне рождаемости, который упал с ошеломляющей средней цифры 8,5 ребенка на семью в 1968 г. до 5,5 в 1982 г., в предстоящее десятилетие снизится, как ожидается, до среднего уровня в еврейских семьях — 3,2.

Несмотря на все это, наблюдается резко выраженная тенденция к поляризации отношений между арабами и евреями Израиля, хотя израильское министерство образования осуществляет программы, направленные на улучшение взаимопонимания между подростками.

Однако спираль радикализма не является неизбежной. Из низов вырастает новая поросль молодых арабских мэров и политических лидеров, получивших образование в Израиле и свободно ориентирующихся в израильской системе. Они требуют, чтобы условия жизни в их районах были доведены до уровня их еврейских соседей, а стиль их работы свидетельствует об их уверенности в своих силах, в которой сочетаются арабская гордость и безусловная преданность Израилю.

реклама