реклама
я

Иудея

Нет четкой границы между холмами Самарии и Иудеи. Обе области составляют часть центрального плоскогорья, протянувшегося с севера от Рамалла до иудейских городов Вифлеем и Хеврон. И все же с Иудейскими холмами связаны дорогие сердцу предания.

Ведь именно отсюда пошли Ветхий и Новый завет. Здесь даже дневной свет отличается особым качеством — одновременно резкий, струящийся и неподвластный времени. К востоку, там, где горы спускаются в долину, лежит Иудейская пустыня, служившая в течение многих веков прибежищем пророков, монахов и царей. Иудея неуловима и вместе с тем глубоко почитаема. Раскинувшиеся кругом выжженные солнцем холмы напоминают о библейской природе этой земли и скрывают рвущуюся наружу напряженность.

На северном подходе к Вифлеему стоит Гробница Рахили, жены Иакова и матери Вениамина — одно из самых святых мест в иудаизме, его одинаково почитают евреи и мусульмане. Скромный купол над могилой был перестроен английским филантропом, сэром Мозесом Монтефиоре в 1841 г. Он стоит как раз там, где «Иаков поставил над гробом ее памятник».

Святыни Вифлеема

Спустя несколько столетий после смерти Рахили, во время жатвы овдовевшая Руфь встретила Вооза и полюбила его. Их великий внук Давид, возросший в тех же самых полях (и родившийся в Вифлееме), стал знаменитым поэтом и царем Израиля. На восточной окраине Вифлеема находится поле Руфи. Оно лежит рядом с арабской деревней Бет-Сахур (Дом пастухов). Считается, что это также поле пастухов, где ангел явился пастухам, которые «содержали ночную стражу у стада своего», дабы возвестить им о рождении Иисуса.

На Ясельной улице, ведущей прямо в центр города, находятся три высеченных в скале резервуара, называемых Колодцем Давида. К ним ведет короткая лестница. Во время сражения с филистимлянами, Давид был здесь, в их гарнизоне, и одолеваемый жаждой, воскликнул: «Кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот?»

И когда ему принесли воды из вражеского колодца, «он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа».

Сегодня в Вифлееме звучит музыка, звонят колокола. Во время празднеств сюда стекаются толпы паломников. Веселье не затихает и после Рождества и Пасхи. Пышные процессии, церемонии и яркие выставки длятся круглый год.

Христос родился в Вифлееме. Его истинный путь в жизни остается неизвестным. Евангелисты дают разную хронологию событий. Но тем не менее на протяжении веков родилась общая уверенность по поводу точного места его рождения. По дороге, ведущей к Ясельной площади, находится сердце Вифлеема— широкая площадь перед церковью Рождества Христова. Войти в нее можно только согнувшись, через небольшой вход, уменьшенный до таких размеров крестоносцами из соображений безопасности и еще раз обуженный в более поздние годы. Первоначальную базилику построил здесь в 325 г. император Константин I.

В основании этого сооружения находится пещера, почитаемая в христианской традиции как место рождения Иисуса и упоминаемая в писаниях Иустина Философа через сто лет после того, как Христос появился на свет. Входной коридор ведет в неф. Многие элементы интерьера, включая верхние деревянные балки, относятся к VI в., когда император Юстиниан перестроил церковь. В передней части церкви есть небольшая лестница, ведущая в пещеру Рождества Христова, где на алтаре сохранилась едва различимая мозаика XII в. Взор, однако, приковывает сияющая серебряная звезда в полу этого небольшого помещения, на которой написано по-латыни: «Hie de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Рядом с нарядной позолоченной пещерой находится Ясельная часовня, куда Мария положила новорожденного младенца. Церковь Рождества Христова соседствует с несколькими церквями, принадлежащими разным ветвям христианства. Накануне Рождества всеобщее внимание приковывает церковь св. Катерины, откуда ежегодно на весь мир транслируется полночная служба.

В нескольких минутах ходьбы вниз по улице Молочной Пещеры находится церковь Молочной пещеры. Называется она так по своему молочно-белому цвету. Легенда гласит, что когда Мария кормила младенца Иисуса, у нее пролилось молоко на каменный пол, от чего он стал навеки белым. Сегодня паломникам продают крупинки камня, соскобленные с церковного пола. Считается, что они прибавляют молока кормящим матерям. Отсюда же открывается прекрасный вид на поле Руфи и обширную Иудейскую пустыню.

За пределами церквей и святилищ вам предложат свои услуги бесчисленные гиды, обещающие показать все, что вы захотите. Как правило, они знают интересные подробности из истории города, но за эту «бесплатную» информацию нужно платить, иначе вас загоняют по Ясельной площади и ее окрестностям.

По всему городу, но особенно в районе площади, вифлеемские торговцы продают различные религиозные предметы и реликвии. Их делают тут же, по традиции используя оливковое дерево, керамику или иерусалимский камень. Если проявить настойчивость, но не быть грубым, можно поторговаться с этими людьми и за один раз сделать все свои рождественские покупки.

Когда смотришь из Вифлеема на север, то видишь поднимающиеся из лабиринта домов, расположившихся на склоне холма, колокольни, свидетельствующие о вечной святости этого города для живущих в нем 20 тыс. арабских христиан. Имеющиеся здесь различные религиозные учреждения включают арабо-язычный университет, находящийся в ведении католического ордена братьев христианских школ. Этот Вифлиемский университет создан при поддержке Израиля.

Замки в пустыне

Примерно в 8 км к востоку находится пустынная цитадель Ирода, быть может, самая выдающаяся из его архитектурных фантазий. После всех своих побед Ирод почувствовал необходимость укрыться где-то от жаждущих мести врагов, а более уединенного места, чем цитадель, нельзя было и представить. Вокруг обширных жилых покоев Ирода и бани стоит чудовищных размеров круглая стена с четырьмя отстоящими друг от друга на равное расстояние сторожевыми постами. На территории цитадели находились бани, аркады, синагога и многочисленные свидетельства роскоши. Трапезная дворца не уступает по площади футбольному полю. Все сооружение покоится на возвышении, отстоящем на 800 м от уровня моря и на 100 м от поверхности пустыни. Из цитадели Ирода, словно в калейдоскопе, открывается вид: на севере — Иерусалим, на западе — Вифлеем, на юге и востоке за Иудейской пустыней — сияющие на солнце воды Мертвого моря. Как утверждают ученые-историки, еврейские повстанцы-защитники Масады не дались живыми в руки римлян. Сражались до последнего и защитники этой крепости.

На севере-востоке, дальше от мирских забот, врезанный в стены ущелья стоит лицом к реке Кидрон, блестя на солнце голубым куполом, монастырь Map-Шаба. В далекие времена св.Сава уединялся в этом укромном пустынном уголке для учения и молитвы. В 492 г. он основал монастырь, названный в его честь. В VII в. персы и арабы разрушили монастырь и умертвили монахов. Однако его вновь отстроили, и в начале VIII в. сюда прибыл Иоанн Дамаскин. Написанные им здесь труды стали важным вкладом в христианское учение. В них выразились оформившиеся к тому времени противоречия между христианством и исламом. Сегодня первое, что бросается в глаза на месте монастыря, — это огромных размеров стена, окружающая весь комплекс.

Среди находок следует упомянуть облаченные в одежды останки самого св. Савы, привезенные в 1965 г. из Венеции, где они покоились более 700 лет. Здесь также можно увидеть черепа сотен монахов, умерщвленных персами в 614 г. Однако все это только для мужчин: женщин в монастырь не пускают. В этом районе обитают бедуины, ведущие свое происхождение от древних смотрителей монастыря, прибывших сюда из Византии.

На пути к монастырю Map-Шаба стоит церковь св. Феодосия, где отдыхали после воздания почестей младенцу Иисусу три мудреца и где в 529 г. в возрасте 105 лет скончался св. Феодосии. У северной дороги близ Вифлеема находится еще один, похожий на крепость, монастырь Мар-Элиас, построенный на месте, где отдыхал, убегая от Иезавели, пророк Илия. В XI в. его восстановили крестоносцы, и он служил важным пограничным постом в годы, когда Западный берег принадлежал Иордании (1948-1967).

Примерно в 25 км к югу от Вифлеема на пути в Хеврон расположены темно-зеленые водохранилища, известные как Соломоновы пруды. Легенда приписывает их строительство работникам великого иудейского царя X в. до н.э. Археологические данные показывают, что они, возможно, были возведены во времена Древнего Рима. Как бы то ни было, отсюда по акведуку поступала вода для населения Иерусалима. Они и сегодня обеспечивают город водой.

Неистовый Хеврон

В 16 км южнее Вифлеема раскинулся древний город Хеврон, олицетворяющий собой не один пласт истории. Однако его сельское хозяйство и городское население устремлены в будущее. Освоив механизацию, местные крестьяне, пастухи и торговцы значительно увеличили производство. И хотя нередко на полях можно встретить мужчин и женщин, обрабатывающих землю древними орудиями, большинство крестьян с успехом посещают сельскохозяйственные курсы и используют технику, предоставляемую министерством сельского хозяйства и просвещения Израиля.

Город также славится одним из крупных исламских университетов, в котором обучается около 2 тыс. арабских студентов. Он был открыт в 1971 г. В нем делается все возможное для поддержания палестинской культуры и палестинского национального сознания на горе израильским властям, которые то и дело закрывают его по обвинениям в подстрекательстве и антиизраильской деятельности.

Хеврон явно не то место, где можно блистать знанием иврита. Более того, даже если вы знаете всего несколько арабских слов, это будет по достоинству оценено местными жителями. Прежде чем ехать сюда, неплохо выучить несколько приветствий и добрых выражений. Вполне возможно, что вас зазовут в лабиринт торговых рядов или в чей-то дом на чашку чая. Отказываться нельзя — это оскорбит хозяина, однако ни в коем случае не вступайте в дискуссию, которая не известно чем может кончиться. Не стоит, например, обсуждать сильные стороны израильского присутствия.

Побродите по извилистым проходам хебронского рынка. Здесь вы найдете разнообразные изделия из глины, оливкового дерева и, конечно, дутого цветного стекла, которы м так славится Хеврон. Отведайте фруктов, в огромном количестве продающихся прямо по обочинам дорог и на рынке. Выращиваемые в Хевроне персики, нежные и сладкие на вкус, пользуются спросом на всем Ближнем Востоке. Товары из Хеброна, включая сухие и свежие фрукты, а также разнообразные овощи, отправляются в арабские страны через мост Алленби с разрешения израильских властей.

Еврейское присутствие в Хевроне восходит ко времени, когда Бог сделал Авраама патриархом, благословив 12 потомков сына его Измаила стать родоначальниками избранного народа — Израиля, призванного утвердить на Земле монотеизм. Авраам выбрал этот обдуваемый ветрами холм для захоронения членов своей семьи, и сегодня гробница Патриархов возвышается над городом. Ее посещают как евреи, так и мусульмане. В Библии говорится, что Авраам купил пещеру Махпела у Ефрона Хеттеянина, чтобы захоронить в ней свою жену Сарру. Считается, что здесь погребены все три патриарха со своими женами. Их кенотафы составяют центральную часть сооружения: в середине Авраам с Саррой, с внешней стороны ограды Иаков с Лией и с другой стороны, внутри мечети, Исаак с Ревеккой. Народные предания гласят, что здесь также похоронены Адам, Ева, Исав и исключая Каина, Авеля и змея).

Рядом с гробницей Патриархов стоит гробница Иосифа, по крайней мере так ее здесь называют. В книге Иисуса Навина говорится, что все обстояло иначе: кости Иосифа схоронили в Сихеме (ныне Наблус) после того, как их вынесли из Египта.

Прямоугольное здание Гробницы Патриархов похоже на мощную крепость. Оно было возведено Иродом Великим. Позднее арабы превратили его в мечеть, а крестоносцы устроили здесь церковь, добавив правильной формы зубцы на крыше. В 1188 г. здание захватили войска Саладина, после чего оно было превращено в мечеть и к нему были добавлены минареты.

Восемь столетий спустя после Авраама в Хеброне венчался на царство Давид. Отсюда он несколько лет правил Израилем, прежде чем сделал его столицей. Среди его сыновей, рожденных здесь, был его любимец Авессалом, которому через много лет суждено было тщетно бороться со своим отцом. После того как Давид в 1000 г. до н.э. захватил Иерусалим у иевусеян, столица государства Израилева была перенесена в другое место, однако Хеврон оставался одним из четырех святых городов Израиля наряду с Иерусалимом, Тиверией и Сафедом.

Еврейская община города пережила уничтожение обоих храмов и лишь в 1100 г. была изгнана крестоносцами. На протяжении веков евреи то снова появлялись здесь, то опять исчезали. В 1929 и еще раз в 1936 г. община была буквально выкошена в ходе анти-еврейских выступлений арабов, и только в 1967 г. евреи снова появились в Хевроне. В 1968 г. группа еврейских поселенцев получила фактическое право обосноваться в этом районе, хотя в арабский центр их по-прежнему не допускали. В результате сегодня с близлежащего холма смотрит пригород Кирьят-Арба (так назывался Хеврон в библейские времена).

И евреи, и мусульмане ведут свое происхождение от Авраама, поэтому Хеброн, особенно гробница Патриархов, служит центром двух религий и, как следствие, источником взаимной вражды. Атмосфера напряженности усугубляется тем фактом, что сегодня мечеть занимает часть территории, принадлежавшей синагоге.

Начиная с войны 1967 г. обстановка в Хеброне остается неспокойной. Район постоянно патрулируют израильские солдаты. В последние годы город лихорадят жестокие стычки между местными евреями и арабами, между израильскими солдатами и арабским населением, между израильскими солдатами и еврейскими поселенцами. Летом 1985 г. несколько членов кнессета, поддерживаемые блоком Ликуд, устроили в квартире напротив арабского рынка сидячую забастовку. Они протестовали против прекращения заселения новых земель и были выдворены из помещения по приказу министра обороны Израиля.

Из-за того, что здесь нередки беспорядки, перед поездкой в Хеброн лучше всего обратиться в Государственное туристическое агентство Израиля в Иерусалиме. В любом случае обязательно позаботьтесь о возвращении: Хеврон — единственное место на Западном берегу, где не стоит оставаться на ночь.

На окраине Хеброна стоит весь покрытый наростами, но все еще живой Дуб Авраама. Говорят, что ему около 600 лет. Он знаменит тем, что растет на том месте, где Аврааму явились три ангела, возвестившие ему о предстоящем рождении Исаака. Сегодня за дубом ухаживают русские монахи, которые содержат здесь небольшой монастырь. В древности это место называлось Мамре. Предание гласит, что Авраам воздвиг здесь жертвенник и колодец. Ирод тоже соорудил здесь свой памятник, на месте, где были проданы в рабство побежденные войска Бар-Кохбы. Время безжалостно превратило здесь все в развалины.

реклама