реклама
я

Иерусалим: Золотой Город

Золотой город. Вечный город. Город Давида. Город мира. Каждое имя (кроме последнего) звучит все более поэтично, подобно тому, как придворные, льстя своему королю, стараются придумать все более яркие эпитеты, чтобы подчеркнуть величие своего повелителя. Иерусалим. Одно время он рассматривался как центр всего мира. Иерусалим, конечно, вечен. Провозглашенный Городом мира, Иерусалим столетие за столетием подвергался в ходе бесконечных войн опустошению и разорению. В то же время он — священный город сразу для трех великих монотеистических мировых религий.

Для евреев Иерусалим — воплощение древнего Израиля, куда Авраам привел Исаака, чтобы принести его на заклание; это — место славы Давида и Храма Соломона, вечная столица еврейского народа. Для христиан это город, где Христос провел последние дни своей земной жизни, это место последней Тайной Вечери, Распятия и Воскресения.

Для мусульман это святой аль-Куджс, место, где, как говорят, Мухаммед взлетел на небо на своем коне. По своей способности перенести все испытания и сохранить свою силу и влияние, как в свои самые лучшие дни, Иерусалим, конечно, не имеет себе равных в мире.

И сегодня, спустя более 3000 лет после того, как Давид сделал этот город своей столицей, Иерусалим по-прежнему сохраняет способность вызвать волнение и возбудить воображение.

Посещение Иерусалима

Продолжая оставаться центральным пунктом поездки в Израиль, как то и было на протяжении многих и многих столетий, Иерусалим по-прежнему щедро расплачивается с каждым путешественником. Главный смысл здешней повседневной жизни связан с богослужениями, обычно отправляемыми с учетом существующих тесных взаимосвязей между всеми здешними религиозными сообществами.

Поэтому вам следует использовать любую возможность, чтобы отправиться на богослужение с кем-либо из членов религиозной общины, и использовать другие пути, чтобы посетить менее рекламируемые места.

Иерусалим представляет собой как бы три города в одном с общей численностью населения в 500 000 чел. Современная часть города простирается на запад, вся остальная территория — Западный Иерусалим — еврейский анклав, который берет свое начало с конца XIX в. С 1950 г. эта часть города является столицей государства Израиль. Восточный Иерусалим охватывает новую часть города к востоку от старой «зеленой линии», разделявшей город с 1948 по 1967 г.; в этот период эта часть принадлежала Иордании, и там в основном все еще проживает арабское население. В центре всего этого конгломерата расположен Старый Город, охваченный своими мощными древними стенами, сосредоточивший так много сокровищ исторического Иерусалима и его гробниц. Этот Город также находился в руках Иордании вплоть до Шестидневной войны 1967 г.

Победа Израиля в эту неделю смела с улиц города всякие заграждения из колючей проволоки и бетонных блоков. Иерусалим снова стал единым городом с беспрепятственным потоком уличного движения. Израиль официально присоединил к себе Старый Город и Восточный Иерусалим в 1967 г. Арабские государства еще рассматривают их как оккупированные территории и их возвращение является неизменным требованием ООП в мирном процессе. Но кажется невероятным, что Израиль когда-нибудь оставит ту часть Иерусалима, где расположен Старый Город с его разросшимся еврейским кварталом и Западной Стеной.

Столица Давида

В древние времена говорили, что в мире существует 10 мер красоты и 9 из них принадлежат Иерусалиму. Такие претензии города (или его нескромность) сделали его привлекательным для завоевателей. После мига славы, которую он завоевал как столица Израильского царства, Иерусалим стал объектом постоянных осад и разграблений. Иерусалим впервые попадает в библейские сказания в связи с переселением Авраама из Ура в Ханаан. Здесь Авраам был тепло встречен Мелхизедеком, царем Салема и священником Бога. Израильтяне уже крепко утвердились на холмах Иудеи, когда Давид захватил город-крепость Сион в 1100 г. до н.э. Построив алтарь для Ковчега Завета на вершине горы Мориах, он сделал этот город столицей своего государства, переименовав его в Иерусалим, т.е. «Жилище Мира».

35-летнее правление Давида и последовавшее 40-летнее правление Соломона принесли неслыханное богатство и процветание прежде довольно скромному городу-крепости. Ковчег Завета наблюдал за тем, как поднимается предназначенный для него величественный Храм Соломона, в котором соединились кедры из Ливана, медь из копей в Тимне, всевозможные драгоценные металлы и резные фигуры из кости и камня. Конфигурация города приняла прямоугольную форму, его стены охватили новую территорию, включая город Давида на склонах Офела и Бассейн Силоама.

Примерно в 926 г. до н.э. Царь Соломон умер и его преемники раскололи его царство надве части. Иерусалим остался столицей южного царства, а последующие столетия стали свидетелями того, как город все более попадал под власть Ассирии. В 586 г. до н.э. царь Вавилонии Навуходоносор разорил Иерусалим и переселил все его население в пределы своего государства. Жители города смогли вернуться к своим очагам лишь в 539 г. до н.э. благодаря политике царя Персии, великого Кира. Евреи принялись за строительство нового — Второго Храма.

Завоевание Иерусалима в 332 г. до н.э. Александром Македонским положило начало короткого периода эллинизации еврейской культуры в городе, а в 198 г. до н. э. свой контроль над Иерусалимом установили селевкиды. Лишенные свободы исповедовать свою веру, маккавеи подняли евреев на восстание, которое привело к тому, что уже разрушенный Второй Храм был восстановлен и вторично освящен в 165 г. до н. э.

В 40 г. до н. э. сенат Рима пожаловал власть Ироду Великому, еврею по отцу, и отправил его управлять Иудеей. За период своего правления он совершил столько безумств по отношению к своей собственной семье и своему народу, что они могли соперничать лишь с его необузданной страстью к строительству. Этот город все еще оставался еврейским городом под управлением Рима, когда здесь примерно в 30 году уже нашей эры по приказу римского прокуратора Понтия Пилата был распят Иисус Христос.

Все более равнодушная к жизни и страданиям народа, власть Рима была серьезно поколеблена еврейским восстанием 66 г., которое было подавлено спустя четыре года императором Титом; в ходе усмирения этого восстания Тит разрушил Иерусалим и разграбил Храм. Второе восстание евреев было вызвано в 132 г. указом римского императора Адриана заложить на месте Иерусалима новый город целиком по плану римлян и назвать его Аэлия Капитолина. Однако и это восстание, возглавлявшееся Бар-Кошбой, было подавлено, после чего в 135 г. римский император приступил к полной реконструкции Иерусалима, издав одновременно указ, полностью запрещавший любому еврею даже вступать в пределы этого города.

В IV в. византийский император Константин предпринял христианизацию Иерусалима. В VII в. город попал под власть мусульман, а в 1099 г. — в кровавые руки крестоносцев; под их контролем он оставался примерно в течение 80 лет. Иерусалим лишь еще раз стал несколько похожим на себя при оттоманском султане Сулеймане, который перестроил его стены в 1537-41 гг. После смерти Сулеймана и до самого последнего времени Иерусалим пребывал в упадке и запустении.

До наших дней стены Сулеймана остаются наиболее впечатляющим памятником очень долгой и многослойной истории города. По каменным лестницам, имеющимся в различных местах, вы можете подняться на восстановленную дорогу на крепостном валу, который повторяет все изгибы Храмового холма. Зеленый пояс лужаек, теперь окружающий почти всю территорию, придает еще большую красоту открывающемуся с высоты виду.

Семь ворот Старого Города сами по себе часто служат объектом искреннего восхищения. Они имеют следующие названия: Навозные ворота, Сионские ворота с оставшимися на них отметинами от обстрелов 1948 г., Яффские ворота, Новые ворота, Дамасские ворота — самые большие, ведущие в Восточный Иерусалим, Иорданские ворота, Ворота св. Стефана (или Львиные) на виа Долороса. Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы, остаются закрытыми уже с далекого 1530 г. Говорят, что именно через эти ворота Мессия вновь когда-нибудь вступит в этот город.

Прямо напротив Яффеких ворот, которые служат сегодня главным входом в Старый Город со стороны Западного Иерусалима, находится знаменитая Цитадель, или замок Давида. По правде говоря, это сооружение имеет мало общего с царем Давидом: оно было построено Иродом, который назвал три башни этого замка по именам своей жены Мариам, своего брата Фаэсала и своего друга Гиппикуса. Эта Цитадель производит столь сильное впечатление, что даже безжалостный Тит, предавший огню весь город, оставил ее вне прикосновенности.

реклама