реклама
я

Горнило

Горнило: 1881 год встряхнул от спячки даже самых благополучных евреев. Царь Александр II, освободивший русских крестьян и смягчивший некоторые антиеврейские законы, был убит взрывом бомбы, брошенной революционером. В России начались волнения. Чтобы завоевать народную поддержку, и правительство, и революционеры поощряли антиеврейские выступления и погромы.

Погромы оказали сильное влияние на еврейскую интеллигенцию. Многие встали под знамена Переца Смоленскина, который, позаимствовав идеи других национальных движений, призывал к созданию в Палестине, находившейся под контролем Турции, светского еврейского государства. В 1890 г. социалист Натан Бирнбаум ввел термин «сионизм». В России и США возникли общества по оказанию содействия немедленной эмиграции в Палестину. Врач Леон Пинскер, который раньше выступал за ассимиляцию, написал в 1882 г. трактат под заголовком «Аутоэмансипация» («Самоосвобождение»), в котором призывал евреев собирать средства, чтобы купить себе безопасное отечество — в Палестине или где-нибудь еще. Даже после погромов только исключительная личность могла объединить разобщенные и, зачастую, враждовавшие фракции евреев в XIX в. в международную организацию с четко сформулированной целью. Теодор Герцль, родившийся в Будапеште в мае 1860 года, был маловероятным кандидатом.

Он ассимилировался настолько, насколько в его время мог ассимилироваться еврей. Хотя его беспокоили рост антисемитизма в Вене и погромы в России, перелом в сознании у него совершился лишь после 1891 г. С самого начала главным для Герцля было не сохранение еврейской культуры или веры, а защита евреев. Однако вскоре он убедился в том, что в основе антисемитизма лежат не религиозные и даже не расовые распри, а нечто совершенно иррациональное. По своей инициативе он начал встречаться с ведущими еврейскими филантропами и мыслителями, добиваясь у них поддержки в подыскании пристанища для еврейского народа. В 1896 г., не получив поддержки своей идеи на Западе, он опубликовал книгу «Еврейское государство», представлявшую собой руководство по достижению национальной независимости, очень похожее по содержанию на книгу Пинскера «Аутоэмансипация».

Вскоре он пришел к заключению, что сильные мира сего не будут его слушать, если у него не будет денег и сторонников. С помощью единомышленников Герцль в 1897 г. созвал в Базеле (Швейцария) первый ежегодный Всемирный сионистский конгресс, на котором присутствовало 200 делегатов. Там ему удалось учредить Фонд еврейской колонизации, а также официальную сионистскую печать, издававшуюся на нескольких языках. С характерным для него оптимизмом Герцль записал в своем дневнике в Базеле: «Здесь я создал еврейское государство».

Герцль провел остаток своей короткой жизни, занимаясь тем, что сегодня называют челночной дипломатией. Стремясь добиться оказания давления на Оттоманскую империю, он встречался с императором Пруссии, царем России и его министрами, королем Италии и папой Римским, министрами британского и турецкого правительств и три раза с самим хитрым султаном. Он надеялся убедить руководителей государств мира в том, что присутствие евреев во всех странах всегда будет источником социальной напряженности до тех пор, пока евреи не получат свою собственную землю. Когда ему стало ясно, что турки не спешат заключать сделку, он просил англичан помочь ему получить Кипр, Синайский полуостров или египетскую Палестину. Получив снова отказ, Герцль заинтересовался контрпредложением англичан поселить евреев в современной Уганде. Он представил этот план на пятом сионистском конгрессе, вызвав бурю протестов, но добился решения о создании комиссии для изучения предлагаемого места. Это было его последнее появление на конгрессе: в июле 1904 г. он умер в возрасте 44 лет.

реклама