реклама
я

Галилея

Облаченный во все белое друз, пускающий колечки дыма из своей трубки в горной деревушке; купальщица в одном бикини, погружающаяся в серные воды горячего источника в римской бане — такие контрасты являются абсолютно типичными для сильно различающейся своими природными условиями Галилеи, самой северной части Израиля.

Эта сравнительно компактная область является продолжением — по направлению к границе с Ливаном — покрытой буйной растительностью долины Езреел, однако здесь она то представляет собой совершенно безлюдное и пустынное пространство, усеянное одними голыми скалами, то может внезапно вспыхнуть великолепным ковром кроваво-алых лютиков и фиолетовых ирисов.

И здесь также христиане могут найти вдоволь следов, оставленных стопами Иисуса Христа, в то время как евреи могут погрузиться в магические глубины прошлого в том самом месте, где родились величайшие таинства их религии.

Лежащая на главном пути, связывавшем древние империи, Галилея вечно оказывалась полем битв и для египетских фараонов, и для библейских владык, и для римлян, и для евреев, и для христиан, и для мусульман.

В более близкие к нам времена первые еврейские переселенцы выиграли здесь свою очередную битву за возрождение этой земли, бывшей гиблым, заболоченным местом, и создали на ней первые в Израиле кибуцы. С той поры кибуцы росли здесь как грибы, заняв большую часть этого района, где до сих пор бродят племена кочевников-бедуинов, а в горах и на холмах вьют свои гнезда-хижины арабы и друзы.

Долина

Долина Израэль (Езреел) известна и просто как Долина, или Ха-Емек на иврите. Протянувшаяся от подножия холмов Самарии на юге до склонов гор Галилеи на севере, эта долина является по своим размерам самой большой во всем Израиле. Однако долина Езреел является не только самой протяженной. Можно сказать, что она больше, чем сама жизнь. Благодаря чрезвычайно важному стратегическому месторасположению этой долины на древнем пути к морю, перечень одних лишь величайших сражений, которые буквально перепахали эту, кажущуюся столь мирно раскинувшейся, сельскую землю, является и длинным, и весьма красочным. Но самую главную битву еще только предстоит выиграть: это битва, о которой в Книге Откровения сказано, что в ней сойдутся при Армагеддоне в последней схватке силы добра с силами зла, чтобы окончательно решить судьбу человечества. Место этой будущей битвы — Хар Мегиддо, то есть Гора Мегиддо — город в самом центре Долины, которому насчитывается уже 4000 лет.

Уже самое первое письменное упоминание о Мегиддо на египетском папирусе есть не что иное, как описание военного похода против этого города могущественного фараона Египта около 3500 лет тому назад! С той давней поры многие великие исторические фигуры встретили свой конец на этом месте древних ристалищ. Известно, что царь древней Иудеи Охозия пришел сюда, чтобы пасть от рук египтян примерно в 600 г. до н. э.

В раскопках руин, которые образуют сам холм Мегиддо, археологи обнаружили остатки по крайней мере 20 древних городов, существовавших на этом месте. Находящаяся в Туристическом центре Мегиддо миниатюрная модель этого исторического места помогает посетителю разобраться в том, что нетренированному глазу может показаться просто случайным нагромождением камней. Теперь вы сможете увидеть перед собой 4000-летний храм времен пребывания древних евреев во главе с Авраамом на обетованной земле Ханаана, конюшни царя Соломона, в которых стояло 500 лошадей, а также подземную систему водоснабжения, построенную царем Ахавом около 2800 лет тому назад для того, чтобы иметь доступ к источнику воды во время длительных осад города его врагами. Для того чтобы туристы могли познакомиться с сочащимися влагой узкими штольнями 130-метрового туннеля вместе с шахтой глубиной почти в 60 м, которая когда-то служила колодцем для всей этой водяной системы, там сделаны удобные ступени и проведено освещение. Самый большой город Долины Афула представляет собой полную противоположность древнему Мегиддо. В этом сонном городе за всю его историю никогда не происходило никаких эпических событий.

Гораздо более соответствует определению Долины как «нечто большему, чем сама жизнь» древний город Назарет. Этот священный город, в котором странным образом мирно уживаются вечное и сегодняшнее, где Иисус Христос провел большую часть своей короткой земной жизни, в наше время является довольно суетливым городом, насчитывающим 40 тыс. жителей — арабов как мусульманского, так и христианского вероисповедания. Назарет гордится своими современными предприятиями с самой передовой технологией и своим колоритным старым рынком.

Современным строителям удалось вид на воссоздать здесь маленькую часть Эдема. Это место известно также под именем Сахне, что по-арабски значит «теплый». Такое название это место получило благодаря теплым водам источника Харод, который выбивается здесь из-под земли и наполняет огромный естественный плавательный бассейн.

Долина Езреел была фактически первым и самым крупным участком земли, входившей в состав тогдашней Палестины, который еще около столетия назад начали покупать лидеры сионистского движения. Арабы — владельцы этой земли были только рады сбыть с рук неплодородную и топкую местность. Чтобы осушить эти болотистые места, первые еврейские поселенцы посадили здесь в течение многих лет около 125 млн. деревьев. Сегодня лесопосадочные пункты существуют в Израиле повсюду; самый крупный из них расположен, в самой долине Езреел. Он называется Лес Бальфура в честь лорда Артура Бальфура, министра иностранных дел Великобритании, который произнес в 1917 г. известную речь в поддержку возвращения еврейскому народу его древней Родины; эта речь впоследствии стала называться «Декларацией Бальфура».

Чтобы получить возможность окинуть взглядом сверху сразу всю долину Езреел, узреть все это великолепное лоскутное одеяло, составленное из золотых и зеленых участков сельскохозяйственных ферм, нужно подняться на гору Фавор. Эта возвышенность весьма странной, правильной формы, слегка напоминающая тюбетейку, господствует почти над всей долиной. Именно здесь, как утверждают, библейской пророчице Деборе пришлось возглавить войско из 10 тыс. воинов-израильтян, чтобы разгромить своих врагов-идолопоклонников. Вы сможете посмотреть здесь еще две церкви, посвященные Преображению Иисуса Христа, которое также, как утверждают, произошло именно в этом месте.

Примерно в одной миле к западу от Ган-ха-Шлоша расположен кибуц Бейт-Альфа, где вы сможете посмотреть пол древней синагоги; это самый лучший сохранившийся во всем Израиле образец этого древнего искусства. Он был обнаружен совершенно случайно, когда члены кибуца рыли оросительный канал. Этот пол, относящийся к VI в., выполнен в виде удивительной зодиакальной мозаики и прекрасного изображения жертвоприношения Исаака. Над долиной по всей ее длине нависает горная гряда Гелвуй. Именно здесь царь израильтян Саул принял смерть в битве с филистимлянами, что заставило впоследствии царя Давида в своем псалме навеки проклясть это страшное место: «… Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами…»

Это проклятье царя Давида не исполнилось. На склонах гор Гелвуя не только хорошо принимаются вновь посаженные деревья, но это единственное место на земле, где расцветает один единственный особенно привередливый к окружающим условиям вид ириса.

Иорданский рифт

Всего лишь в нескольких километрах к востоку от горного кряжа Гелвуй находится одна из самых низких точек земной поверхности на территории Израиля: Иорданский рифт (расселина). Он соединяет долину Иордана с долиной Бейт-Шеан и является частью того самого гигантского геологического разлома, который тянется на целых 6500 км от Сирии до Африки. Именно в этом разломе находится самая низкая точка на поверхности нашей Земли — Мертвое море.

Иорданская расселина, глубиной 120 м ниже уровня моря, далее к югу падает до 390 м ниже уровня моря. Она похожа на какую-то чудовищную печь, в которой палящие лучи солнца способны сжечь что бы то ни было. Однако обильно орошаемая водами рек Иордан, Ярмук и многочисленных подземных источников (в том числе и источника Харод), вся эта местность остается чрезвычайно плодородной и покрыта пышной растительностью; сады буквально ломятся от бананов, фиников и других тропических фруктов. Древний холм Бейт-Шеана раскрывает перед археологами 6000-летнюю историю цивилизации. Недалеко от него находится наиболее хорошо сохранившийся на территории Израиля амфитеатр времен Римской империи.

В свои лучшие времена он вмещал 8 тыс. зрителей. Современный Бейт-Шеан еще только развивается; основанный лишь в 50-х гг. XX в., он еще во многом, видимо, уступает своему предшественнику, во всяком случае по числу зрительских мест в своем городском театре.

К северу от Бейт-Шеана расположена величественная крепость крестоносцев Бельвур, к которой легко можно подъехать с проходящего рядом шоссе. Воздвигнутая на самом высоком во всей округе холме, крепость предоставляет туристам прекрасную возможность полюбоваться видом лежащих внизу перед ними долин и протекающей неподалеку реки Иордан.

Жемчужина Галилеи

Сверкающее, как изумруд, со своей спокойной поверхностью воды, окаймленной пурпурно-коричневым кольцом окружающих гор, Галилейское море — бесспорно самое большое озеро Израиля. Его длина составляет 21, а ширина — 11 км, оно, возможно, не является таким уж большим по мировым меркам, однако благодаря романтической гиперболе оно получило название «море». Его также называют Тиверийским или Гиноссарским морем. На иврите оно называется Кинерет, так как его форма напоминает арфу, т.е. «киннер» на этом языке.

Первые человеческие поселения здесь, как свидетельствуют археологи, относятся к эпохе, которая отстоит от нас на 5000 лет; это было время распространенного тогда на юге культа луны. Спустя 3000 лет это озеро стало свидетелем рождения и распространения на его берегах христианства. В наши дни на этих лазурных берегах скорее можно ждать появления все новых и новых видов занятий водным спортом, чем рождения каких-либо новых религий.

«Развлечения на солнце» нигде не популярны так, как в Тверии. Город с населением в 40 тыс. жителей, раскинувшийся на самой середине западного берега озера, стал одним из самых популярных курортов страны. Прогуливаясь по новой городской набережной, в ресторанчиках вы можете отведать великолепную рыбу «Святого Петра» и в то же время наслаждаться прекрасным видом на озеро. На берегу вы можете выбрать для своего удовольствия водные лыжи, либо искупаться на любом из пляжей, расположенных совсем недалеко, прямо на окраине города.

За всем этим многообразием всевозможных развлечений, предлагаемых туристу в этом популярном месте игр и отдыха, легко можно забыть о том, что Тверия считается одним из четырех священных для каждого еврея городов. Однако вам напомнят об этом могилы нескольких знаменитейших еврейских мыслителей, похороненных в этом городе, и среди них великого философа XII в. Моше Маймонида и ученого-самоучки и мученика раввина Акивы. Тверия (Тиверия) была основана Иродом приблизительно в 20 гг. н. э. Это поселение не смогло привлечь к себе внимания ни правоверных евреев, ни правоверных христиан, поскольку оно было заложено, как тогда думали, на месте древнего еврейского кладбища и поэтому считалось «нечистым». Однако со временем экономические потребности людей, а также процедура символического «очищения» расчистили путь для активного заселения города. Во 11 и III вв. н. э. Тверия достигла вершины славы. Она насчитывала 40 тыс. чел. населения и действительно стала тогда центром еврейской науки. Именно в Тверии еврейские ученые кодифицировали нормы произношения букв языка иврит, а также создали обширный комментарий к самой Библии — «Мишнах».

Перед захватом Тверии арабами в 636 г. этот город был также самым крупным, после Иерусалима, центром христианства во всем этом регионе. В XII в. в результате битв между мусульманами и крестоносцами Тверия была полностью разрушена. После того, как она была опять заселена и отстроена своими жителями, в 1837 г. она была вновь превращена в руины, на этот раз в результате землетрясения. После этой трагедии лишь немногие истово религиозные евреи вернулись сюда, чтобы вновь отстроить свой город.

Самой привлекательной визитной карточкой Тверии остаются ее горячие источники, расположенные на южной окраине города. Существует множество различных легенд об этом чуде природы. Фактически же те самые конвульсивные катаклизмы земной коры, которые прорубили миллионы лет назад Иорданскую расселину, и породили 17 горячих источников Тверии, что бьют с глубины 2000 м и выплескивают на поверхность обжигающие (до 60°С) струи богато минерализованной воды.

В Национальном парке имеется небольшой музей, посвященный истории горячих источников; там вы можете познакомиться с подлинной баней времен древнего Рима. Рядом, на месте, где когда-то стоял древний город Хаммат, археологи обнаружили мозаичный пол синагоги, относящийся ко II в. н. э.; это, без сомнения, самый изящный осколок прошлых веков, который вы можете найти в Тверии.

Вокруг озера Кинерет

Один из лучших способов познакомиться со множеством интереснейших достопримечательностей, расположенных вокруг озера, при условии, конечно, если у вас нет возможности воспользоваться автомобилем, заключается в том, чтобы приобрести билет на однодневную или двухдневную поездку на автобусе — эти билеты можно купить в большинстве крупных гостиниц. Это позволит вам садиться и сходить на любой их 23 автобусных остановок по маршруту вокруг озера. Кроме того, по озеру курсируют паромы, совершающие регулярные челночные рейсы от Тверии до Ейн-Гева на восточном берегу озера. Для наиболее честолюбивых проплыть самому по тому же маршруту стало чем-то вроде спортивного состязания.

Двигаясь от Тиверии к северу, вы сперва приближаетесь к вздымающимся, как отвесные башни, утесам Арбель. В наши дни они представляют собой настоящий рай для любителей скалолазания, но во времена Римской империи они служили убежищем для еврейских мятежников, спасавшихся от преследований. Затем следует Гиноссар, очень красивый кибуц с роскошной гостиницей (не забудьте попросить показать вам тут недавно отрытую на берегу озера отлично сохранившуюся лодку, со времени постройки которой прошло уже 2000 лет). Далее следует местечко Веред Ха-Галиль; оно являемся несколько нетипичным для этих мест — со своим рестораном и домом для гостей, построенными в стиле американского Дикого Запада, где туристам предлагается совершить обзорную поездку «по-ковбойски», на лошадях. На северной оконечности озера вы приближаетесь к развалинам Капернаума, одного из поселений евреев и христиан времен Римской империи.

На восточном берегу озера находятся Голанские высоты, нависающие над прибрежными пляжами, покрытыми черной галькой. Для всего этого района наступил этап стремительного развития, здесь буквально начался и продолжается туристический бум. Некоторые кибуцы обзавелись домами для гостей и площадками для кемпингов; к таким кибуцам относятся, например, Мошав-Рамот и Ейн-Гев, оборудовавший также помещение для проведения ежегодных весенних музыкальных фестивалей, и кибуц Хаон, гордящийся своей страусовой фермой, одной из немногих в мире.

Колыбель Христианства

Именно на этом озере, по воде Галилейского моря, «яко посуше», ходил, как утверждают, Иисус Христос. Все побережье озера буквально отмечено храмами, которые ставились здесь в память о тех чудесах, которые неоднократно творил Христос в этой местности, ставшей колыбелью христианства.

Однако прежде чем плотник из Галилеи принялся произносить проповеди перед жителями рыбацких деревушек, он провел свои ранние годы, в течение которых формировался его облик, в городе, расположенном внутри страны.

С тех пор, конечно, этот странный город Назарет, где вырос Иисус Христос, прославился на весь свет. Сегодня в нем имеется почти две дюжины церквей, установленных в память о самом уважаемом жителе Назарета, и самая вел и чественная из них — монументальный храм Благовещения. Этот храм был поставлен на том самом месте, где архангел Гавриил, как считается, открыл Деве Марии, что Господь Бог выбрал ее, чтобы она дала жизнь его сыну. Это событие изображено на стенах внутри храма в серии искусно выполненных фресок, причем все фрески сделаны художниками из разных стран. В одной из фресок Дева Мария изображена одетой в кимоно и со слегка раскосыми глазами, в другой — с тюрбаном на голове и в ярком африканском наряде. Чтобы не отстать от других, американские художники также сотворили чрезвычайно модернистскую версию Девы в духе кубизма.

В цокольном фундаменте церкви св. Иосифа, находящейся рядом с храмом Благовещения, существует нечто вроде обширного углубления, которое, как говорят, служило плотницкой мастерской Иосифа. В дополнение к этим храмам вокруг Назарета разбросано еще с полдюжины церквей, посвященных различным Святым христианской веры.

Вскоре после того, как Иисус в возрасте 28 лет покинул Назарет, он встретил Иоанна Крестителя, читающего наставления народу на берегу реки Иордан. В водах этой реки, которая так часто описывается в Библии, Иисус получил крещение. Очистившись, он стал готовым для выполнения своей божественной миссии. Предание говорит, что крещение Иисуса произошло воздетого места, где сливаются воды Галилейского моря и реки Иордан, то есть там, где сейчас находится кибуц Киннерет. Место этого крещения устроено прямо рядом с кибуцем, что привлекает к нему множество паломников, которые беспрерывно стекаются к этому священному месту. (Несколько дальше к югу, около Иерихона есть другое место, претендующее быть «местом крещения Иисуса».)

В нескольких милях от Назарета укрывается среди гранатовых и оливковых рощиц арабская деревня Кана. Вскоре после своего крещения Иисус посетил свадебное торжество, устроенное одной бедной семьей. Здесь, говорит Евангелие, он впервые прибег к обретенной им божественной силе и воду в жалких кувшинах заменил на прекрасное вино. Две небольшие церкви в этой деревне воздвигнуты в память об этом чуде.

В многочисленных рыбацких деревнях, разбросанных вокруг озера, Иисус нашел себе первых преданных последователей. Селение Капернаум на северном берегу озера стало для него вторым домом. Говорят, что именно здесь он прочитал перед своими слушателями больше проповедей и сотворил больше чудес, чем где бы то ни было.

Чуть севернее Капернаума лежат черные базальтовые развалины еще одной огромной синагоги. Находясь именно на этом месте, на вершине одного из здешних холмов, Иисус обратился к собравшимся внизу перед ним людям: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Эта фраза из всемирно известной Нагорной проповеди Христа в наши дни увековечена величественной церковью Заповедей Блаженства, также воздвигнутой вблизи Капернаума.

Далее, в близлежащем городе Табха, Христос, как говорит Писание, насытил пятью хлебами и двумя рыбами 5000 голодных людей, пошедших за ним, чтобы слышать его слово. Сегодня на этом месте возвышается новая церковь Умножения, воздвигнутая на цветном мозаичном полу, который остался от византийского храма, стоявшего здесь ранее.

Когда проповеди Иисуса стали вызывать раздражение у местных римских начальников, он взял с собой трех своих учеников и взошел на гору Фавор. Там, говорит Писание, он «преобразился перед ними… его лицо просияло, как солнце, а одежды его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет». Францисканский храм Преображения был воздвигнут здесь в память об этом событии, которое, как считают христиане, явилось первым шагом Христа к его воскрешению из мертвых.

Атмосферные явления Сафеда

Всего в нескольких милях к северо-востоку от озера возвышаются две самые высокие вершины в Гилилее. Говорят, что от них в воздух поднимаются какие-то испарения, что-то вечное и необъяснимое, делающее их как бы выше, чем они есть на самом деле (высота 1170 м над уровнем моря). Они известны как горы Мерон, а их мистические свойства приписываются Сафеду, легендарному городу, расположенному у их подножья.

Защищенный от всего высочайшими вершинами Галилеи, Сафед кажется укрытым даже от самого течения времени. Его улочки, узкие и мощеные булыжником, проходят сквозь каменные арки и устало глядят на куполообразные крыши старинных домов. Ортодоксальные евреи, одетые во все черное, медленно сходятся в свои средневековые синагоги, и эхо их молитвенных песнопений заполняет улицы города.

Современный Сафед, насчитывающий 18 тыс. жителей, организуется вокруг центра старого города. Находясь в этом старом центре, испытываешь чувство, что золотой век Сафеда все еще не кончился — он тут, за утлом.

Когда испанская инквизиция своими преследованиями вынудила тысячи евреев, бросив свои дома, бежать из Испании, многие из этих беженцев осели в Сафеде, принеся с собой то золотое время, которое им пришлось оставить у себя за спиной, в прошлом. Ученые раввины Сафеда оказались настолько усердными и плодовитыми, что в 1563 г. их город был удостоен чести создать у себя первый в Израиле (а значит и во всей Азии) печатный станок.

«Шулхан Арох» — основные правила и порядок ежедневного ритуала каждого еврея — был составлен именно здесь. Однако главное свое внимание мудрецы и мыслители Сафеда концентрировали все же не на земных делах, а на отвлеченных мистических проблемах. Многих посетителей влечет в этот город, в первую очередь, его близость к месту погребения раввина Шимона Бар-Еохаи, выдающегося еврейского мыслителя II в. н. э., создавшего, как считают, главное содержание «Кабалы» — самого таинственного текста в иудаизме. Усилия мыслителей из Сафеда хоть немного уменьшить пропасть между небом и грешной землей оставили нам в наследство не только великие научные труды и образцы утонченной поэзии, но и великое множество всевозможных легенд об их волшебном могуществе. Так, в здешней синагоге Абохав страшное землетрясение разрушило почти все ее здание, но оставило нетронутой одну стену, обращенную к Иерусалиму!

Каждую синагогу в Сафеде окутывает свой собственный набор преданий и легенд, ни в чем не уступающий другим, и каждый шамаш, т.е. настоятель синагоги, обычно охотно поддерживает эти предания. Конечно, не все здешние синагоги построены еще во времена средневековья, а старые здания подверглись разрушению неумолимым временем и были заменены более современными помещениями. Но дух древности еще чувствуется в этих нескольких узеньких улочках рядом с Кикар-Менинимом.

Эта атмосфера, присущая только Сафеду, привлекает к нему воображение многих художников, избравших этот волшебный город своим домом. У подножия горы Мерон, в деревне, носящей то же название, находится могила Шимона Бар-Еохаи, всеми почитаемого раввина, который первым привел еврейских поселенцев в Сафед. Во время религиозного праздника Лаг Ба Омер и в наше время еще можно увидеть, как тысячи верных последователей этого великого раввина собираются у синагог Сафеда и идут в торжественном шествии к его могиле у подножия горы Мерон.

Другая могила, находящаяся рядом с Амукой, является объектом паломничества совсем другого рода. Как гласит легенда, когда в I в. н. э. умирал раввин Джонатон Бен-Узиел, он призвал к себе учеников и сказал, что больше всего он сожалеет о том, что не успел в своей жизни достаточно рано жениться, чтобы успеть «принести больше плодов и умножить жизнь». «Все кто истинно желает сочетаться браком, должны вознести молитву у моей могилы, — сказал умирающий раввин, — и не пройдет и года, как их желание исполнится». С тех пор тысячи одиноких мужчин и женщин, мечтающих о женитьбе, проверяют, сбывается ли обещание почтенного раввина, и как ходят слухи, это действительно дает результаты!

Еще в этом районе есть расположенный в горах городок Пкиин, представляющий собой странное арабское поселение, известное тем, что является единственным местом в Израиле, где евреи живут непрерывно еще со времен Римской империи. На окраине Сафеда протекает река Нахал Аммуд. Ее вид невольно наводит всякого на мысль о том, что, если где-нибудь существует земной рай, то он находится именно здесь, на берегах этой реки. Она впадает в Галилейское море, и летом вы можете спуститься по ней вниз, собирая по пути гранаты и финики.

Приюты в горах

Горы Мерой являются двумя самыми высокими точками района, известного как Западная Галилея. Она вся изрезана крутыми горными склонами; это суровая горная местность. Гряды голых скал перемежаются здесь участками, где растут сосны, зеленеют оливковые деревья и эвкалипты. Тут множество всевозможных ущелий, пещер и пропастей. Несколько небольших горных речек нахал прорываются с востока на запад сквозь этот вздыбленный горный край и впадают в Средиземное море. Чтобы получить более полное представление о подлинном характере этой местности, можно пройти прямо по течению одной из этих речек. Например Нахал Кзив, стекающая к древним развалинам на морском берегу в Ахзиве, доведет до самого Монфорта, колоссальной крепости крестоносцев, которая послужит вам прекрасной смотровой площадкой. (Если вы захотите попутешествовать по Израилю с посещением менее доступных мест, мы советуем вам обязательно связаться с Обществом охраны природы в Иерусалиме или в Тель-Авиве. Эти организации снабдят вас весьма ценной информацией, картами и советами, а также обеспечат тур.)

Из всех чудес Западной Галилеи самым удивительным, наверное, является населяющий ее народ. Каждое из сотен селений, разбросанных на этой территории, представляет собой целый мир. В Бейт-Яанне, самом высокогорном селении в Израиле, вы найдете пожилых мужчин, носящих на голове тюрбаны и одетых в белые свободные одежды; это указывает на то, что они являются учеными людьми в этой общине друзов, живущей на высоте 1500 м. С длинными пейсами на лице, что придает им весьма забавный вид, и одетые во все черное, хасиды, члены еврейской религиозной секты, отличающейся крайней религиозностью, также имеют свое собственное селение Кфар-Хасидим (кстати, они обычно настроены не слишком доброжелательно по отношению к посетителям). А всего лишь в нескольких милях находится Босмат-Тивон, городской поселок бедуинов. Трудности, с которыми сталкиваются эти кочевники при переходе к оседлой жизни, порождают здесь некоторые весьма любопытные картины. Вы можете увидеть, как молодые члены бедуинской семьи живут в новом пригородном доме со всем возможным комфортом, в то время каких упрямые родители часто предпочитают по-прежнему жить в палатке на заднем дворе.

То, что происходит в настоящее время в самом большом городе Западной Галилеи Кармиеле, можетпо праву считаться совершенно необычным экспериментом в области городского планирования. Этот город был основан лишь в 1964 г.; его население составляет 30 тыс. чел. и состоит как из родившихся уже здесь израильтян, так и из евреев-иммигрантов, приехавших сюда из 34 различных стран.

Кармиель был заложен в долине Бейт-ХаКерем, отделяющей ту часть области, которая считается Верхней Галилеей, простирающейся к северу и имеющей горные вершины высотой почти в 1300 м, от Нижней Галилеи, лежащей к югу от этой долины и располагающей гораздо более мягким рельефом местности. Социальный эксперимент, который проводится в последнее время в этом городе, является, возможно, самым смелым и широкомасштабным из всех, осуществлявшихся прежде. На этих отдаленных склонах молодые израильтяне шлифуют синтетические алмазы, полученные с помощью самых современных технологий, изготовляют самые сложные электронные компоненты и разрабатывают программное и математическое обеспечение для компьютеров.

Крайние северные районы Западной Галилеи пересекает автострада, носящая соответственно этому название Северная дорога. Помимо того, что она дает прекрасную возможность осмотреть всю эту местность, эта дорога интересна еще и тем, что на протяжении свыше 96 км она все время идет вдоль границы с Ливаном. Хотя долгие годы израильские поселения, расположенные вдоль этой автострады, являлись постоянной мишенью для безжалостных террористических нападений, в настоящее время вся область считается абсолютно безопасной и для местных жителей, и для туристов. Тому, кто следует по этой трассе, стоит, на наш взгляд, задержаться в Бараме, где до сих пор еще стоят искусно выполненные столбы синагоги II в. н. э.

Дорога на Метуллу

Местность, простирающаяся к северу от Галилейского моря, постепенно сужается и, наконец, превращается в так называемый «палец Галилеи», на самом кончике которого примостилась Метулла. Это очень живописная сельская местность. На востоке она выходит в широкую долину Хула, за которой начинают подниматься Голанские высоты. На западе над долиной нависают горы Нафтали, за которыми вздымаются еще более высокие и часто просто зловещие горы Ливана. В прошлом эти вершины использовались как ударные позиции для постоянных ракетных обстрелов снарядами типа «Катюша» израильских городов, расположенных внизу. Помимо красивых видов, которые она то и дело открывает, эта дорога на Метуллу позволяет совершить путешествие, которое дает возможность увидеть, как создавался современный Израиль.

Первая остановка на этом пути в Рош-Пине. Именно здесь, на совершенно голом поле, покрытом разбросанными обломками скал, — такой увидели эту землю столетие назад евреи-пионеры, переселенцы из Восточной Европы — они заложили здесь самое первое со времен Римской и мперии еврейское поселение в Галилее. Переселенцы назвали его Рош-Пина, что означает «Краеугольный». Это название было взято из библейского изречения: «Камень, который отшвырнули строители, оказывается краеугольным камнем». Первые 30 семей, обосновавшиеся здесь, были представителями первой волны еврейской иммиграции, которая хлынула сюда в 80-е гг. прошлого столетия и которая затем выросла по крайней мере в три раза в результате погромов, прокатившихся по странам Восточной Европы.

Рош-Пина сегодня —немного странный городок с населением всего около тысячи человек, сохраняющий нечто от своего первоначального деревенского облика. Улицы с булыжными мостовыми тянутся по старой части городка, там все еще стоят, хотя и в очень обшарпанном виде, дома, построенные еще в XIX в. Воздух в этом горном крае приятен своей прохладой, а окрестные виды просто прекрасны.

Далее дорога к Метулле уводит нас несколько в сторону от современной истории, открывая древние корни страны. Это Тель-Хазор, самое старое по времени и самое большое по масштабам место археологических раскопок в Израиле с 23 пластами культурного слоя, оставленного более чем 3000-летней человеческой деятельностью. Прямо через дорогу, в кибуце Аелет Ха Шахар, есть археологический музей, в котором экспонируются многие здешние находки.

В долине Хула земли покрыты пышной растительностью, тут и там разбросаны деревни и небольшие рыбные пруды. Однако если бы эту картину мог увидеть кто-нибудь 35 лет назад, он решил бы, что это мираж. Тогда здесь были только 10 тысяч акров заболоченной почвы, зараженной малярийным комаром, пристанище змей, диких буйволов и кабанов. Осушение долины явилось одним из самых грандиозных дел, принятых на свои плечи государством Израиль в первые годы существования. Работы потребовали целых шести лет упорного труда, причем занимавшиеся этим люди часто подвергались обстрелу со стороны сирийских войск с соседних Голанских высот. И вопреки всему к 1957 г. болота отступили, наконец оставив зеленеющую долину в покое. Вы можете легко представить себе, что здесь было раньше, посетив оставленный в неприкосновенности природный заповедник — сплошь заболоченный участок долины площадью в тысячу акров. В кибуце Хулата находится музей, посвященный истории изменения природы этого района, а в северной части долины, в кибуце Кфар-Блум есть дом для гостей.

В северной части долины Хула есть узкая полоска израильской территории , которую называют «пальцем» или «ручкой сковороды» Галилеи. Когда с окончанием первой мировой войны статус этой территории остался неопределенным, шайки арабов стали нападать на живших здесь евреев, вынуждая их покидать свои дома. Евреи — жители Тель-Хая и Кфар-Гилади, несмотря на огромное численное преимущество арабов, держались несколько месяцев, пока их руководитель Иосиф Трумпелдор не был убит. Эти события заставили евреев особенно остро почувствовать необходимость создания своих собственных сил самообороны и подтолкнули их начать формирование отрядов «Хаггана» — предшественников сил Обороны Израиля. Здание, в котором еврейские жители отбивались от нападавших, теперь превращено в музей. Поблизости находится памятник Трумпелдору и семерым еврейским бойцам, в том числе двум женщинам, погибшим от рук арабов. Тысячи юношей и девушек Израиля собираются в Тель-Хай в годовщину гибели Трумпелдора.

Прямо перед Метуллой, в природном заповеднике-парке Июн вы можете увидеть живописный водопад; вода здесь низвергается лишь в зимние месяцы — с октября по май, а в остальное время года полностью пересыхает. Это следствие долгосрочного соглашения между Израилем и Ливаном, по которому Израиль разрешает ливанским крестьянам использовать воду для полива своих полей.

Соседний город Кирьят Шмона, т.е. Город Восьми, назван так в честь героев Тель-Хая и фактически построен на том самом месте, откуда арабы обычно начинали свои нападения на еврейских жителей. Это один из двадцати «городов развития», заложенных вскоре после получения Израилем своей независимости. Города начали строиться, чтобы можно было разместить 700 тыс. еврейских иммигрантов, хлынувших в свою, вновь созданную страну. Кирят Шмона не был поначалу настоящим городом: он начинался с ряда металлических гофрированных домиков, которые называли маабарот. Расположенный достаточно близко к границе, он в течение многих лет оставался мишенью для ракет, выпускавшихся по нему с ливанских гор, нависавших над всей этой местностью. Однако сегодня те же самые горы служат лишь красивым фоном для ставшего теперь абсолютно мирным и, если не процветающим, то по крайней мере быстро развивающимся городом с населением в 20 тыс. чел.

Примерно в 10 км к востоку от Кирьят Шмоны, на самом краю Голанских высот, где раньше проходила граница с Сирией, расположено еще одно место археологических раскопок Тель-Дан. В библейские времена это поселение было основано на самой северной оконечности Израиля членами племени Дан, которые после раздора с филистимлянами были вынуждены переселиться сюда с южного побережья Средиземного моря. Это поселение было также известно как одно из двух мест, где был разрешен культ поклонения золотому тельцу. В наши дни здесь раскопаны остатки различных израильских построек, римский фонтан и ханаанские ворота с тремя арками. В летнее время сюда приезжают добровольцы и помогают откапывать очень важный для этой местности исток реки Иордан. Музей в соседнем кибуце Дан содержит материалы по геологии данной местности и по освоению долины Хула. До 1967 г., когда Хермон был отобран у Сирии, Метулла являлась самым северным населенным пунктом Израиля, окруженным стрех сторон ливанской территорией. Основанная в 1896 году в ходе еврейской иммиграции, которая заложила и Рош-Пина, она в течение двух десятилетий оставалась единственным селением во всем этом районе. Даже сегодня ближайший торговый центр находится в 10 км от этого места, в Кирят-Шмоне. Помимо свежего горного воздуха, огромного количества яблоневых садов (большая часть яблок для Израиля поступает именно отсюда) и прекрасных пансионов, чем же еще привлекает туристов этот весьма отдаленный городок с населением всего в 600 человек? Он привлекает сотни ливанцев, устремляющихся на израильскую территорию став жертвами постоянной смуты в Ливане, за медицинской помощью, кровом или просто в поисках работы в Израиле.

реклама