реклама
я

Еврейская нация

Еврейская нация: История появления израильтян туманна…

Единственным письменным свидетельством является Библия. В ней рассказывается о патриархах Аврааме, Исааке и Иакове, живших на земле Ханаан и проповедовавших монотеизм. Говорится также о пребывании их потомков в Египте, о чудесном исходе под руководством Моисея, об их 40-летнем пути через пустыню, где на горе Синай им был открыт закон о возвращении в Ханаан и о том, как они отвоевали большую часть земель у аморитов. Процесс этот шел постепенно. Вначале им удалось захватить земли в районах восточнее реки Иордан, в Иорданской долине и в горных районах. Долина средиземноморского побережья оставалась в руках филистимлян, коням и колесницам которых израильтяне мало что могли противопоставить во время битвы. Израильтяне осели в районах, находящихся под их контролем, и бывшие пастухи-кочевники стали земледельцами и ремесленниками.

Их первыми лидерами были судьи — племенные герои, под руководством которых израильтяне одержали победы над врагами и укрепили свое право на землю. Хотя было признано, что их правителем является Бог, израильтяне начали требовать для себя земного царя — такого, как у их соседей, и просили своего судью — пророка Самуила подобрать им кандидата. Выбор пал на Саула, который оказался выдающимся военным руководителем и администратором. Он заложил основу национального единства, создав монархию и тесный союз между племенами; он создал обученную регулярную армию, которая обеспечила стабильность страны и его правления; он заложил прочную основу, на которой его преемники Давид и Соломон укрепили и расширили государство.

Вслед за ним царствовал Давид, блестящий правитель и государственный деятель, который после смерти в памяти народа стал религиозным символом эпического масштаба. Его первым крупным действием после восхождения на престол (около 1000 г. до н.э.) был захват Иерусалима (города, остававшегося анклавом ханаанеев) и провозглашение его своей столицей. Это был очень умный ход, так как город занимал центральное положение и не входил ни в одну из территорий 12 израильских племен. Иерусалим был приемлемым центром для всех, в особенности после того, как Давид поместил там крупнейший объект поклонения — Ковчег завета, первоначально построенный в пустыне по указанию Моисея, с двумя дощечками завета, на которых были выгравированы Десять заповедей. Давиду удалось окончательно сломить военную мощь филистимлян и получить для израильтян беспрепятственный выход к Средиземному морю. Разгромив эдомитов, он расширил границы своего царства на юге до Красного моря у порта Эцион-Гебер (близ нынешнего Эйлата). Он разбил Аммона и Моава на востоке и Арама на севере, присоединив обширную территорию (включая Дамаск) вплоть до реки Евфрат. Независимость сохранили только города филистимлян на южном побережье и финикийцы на северном побережье. Господство Давида над великими международными путями, проходившими по региону, явилось одним из важнейших факторов, способствовавших общему процветанию царства.

Соломон, сын Давида и его преемник, унаследовал процветающее царство, защищенное от внешних опасностей. Он заключил союзы с соседними государствами, включая Египет (египетская принцесса была одной из его многочисленных жен), и расширил международную торговлю как на суше, добравшись до Аравийского полуострова, где его отыскала сказочная царица Савская, так и в морских пространствах. Соломон завершил также централизацию, начатую отцом, возведя внушительный храм в Иерусалиме, который обеспечил городу центральное положение в царстве.

Это была самая великая эпоха в истории Израиля. Его границы простирались от Красного моря на юге до реки Евфрат на севере, он получил международное признание, а его экономические достижения нашли отражение во внешней торговле и во внутреннем строительстве и развитии. Однако несмотря на то, что Соломон слыл мудрецом, его политическая дальновидность оставляла желать лучшего. Высокие налоги, взимаемые с людей, и регулярные периоды принудительного труда, установленные для них, отчуждали их от царя. Всеобщее недовольство, возникшее к концу правления Соломона, привело к неудавшемуся восстанию, а сразу после его смерти — к расколу царства.

реклама