реклама
я

Два царства

Два царства: Зависть племен друг к другу, которая сдерживалась первыми тремя царями, вырвалась из-под контроля при их менее удачливых преемниках, и 10 северных племен вышли из состава государства и образовали свое собственное царство, известное под названием Израильского царства. Оставшиеся верными Дому Давида два племени, иудеи и вениаминяне, сохранили южное царство под названием Иудея. Более двухсот лет эти два царства продолжали существовать бок о бок, поддерживая мирные отношения или воюя друг с другом, при этом более крупное северное царство с более плодородными землями доминировало.

Правление Дома Давида в южном царстве поддерживало внутреннюю безопасность, а северное царство сотрясали частые дворцовые перевороты и смены правителей. Выдающимся царем был Омри, прозванный Давидом Севера. Он правил страной из своей новой столицы — Самарии, которую он украсил дворцами из слоновой кости. Его сын и преемник Ахаб еще более расширил границы страны. Под влиянием его жены — финикийки Иезавели — поклонение чужим богам стало преобладающим, что вызвало гнев пророка Ильи, который энергично искоренял культ Ваала. В эти века совестью нации были такие пророки, как Исайя, Иеремия и Амос. К их моральным требованиям прислушивались и правители, и народ.

Чтобы выжить, двум маленьким царствам нередко приходилось вступать в союзы с другими государствами. Северное царство прекратило свое существование, когда оно соединилось со своим северным соседом Арамом Дамасским, чтобы противостоять вторгшейся ассирийской армии. В 722 г. до н.э., после трехлетней осады, Самария пала. В соответствии с проводившейся ею политикой, Ассирия насильственно переселяла покоренные народы с насиженных мест в отдаленные регионы империи. Израильтяне, отправленные в чужие земли, в конечном счете ассимилировались в новых местах и все их следы исчезли, хотя на протяжении многих веков воображение людей будоражили легенды об обнаружении десяти пропавших племен. Южное царство избежало участи Израиля, признав господство Ассирии. Это дало ему передышку еще на полтора века. За это время на смену Ассирийской империи пришла Вавилонская. Против вавилонян, которыми тогда правил Навуходоносор, и подняла мятеж Иудея, рассчитывая на помощь Египта, но она так и не пришла. Навуходоносор вторгся в страну, опустошил ее города, захватил Иерусалим и разрушил его храм в 586 г. до н.э., выслав многих жителей в Вавилонию. Плакал на развалинах Иерусалима Иеремия: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный!»[Иер 1;1], а из ссылки слышался голос людей, тосковавших по родине: «Мы сидим у вод Вавилона и плачем, вспоминая Сион».

Однако вскоре были услышаны другие голоса. Из далекой ссылки прозвучал голос пророка: «Успокойся, успокойся, мой народ», предсказавший окончание его испытаний. Так и произошло. Сорок лет спустя после падения Иерусалима, Вавилонская империя пала под ударами персов, ведомых Киром Великим, который разрешил всем высланным народам вернуться на родину. Многие евреи, проживавшие в Вавилонии, с энтузиазмом отправились обратно в Иудею, где они терпеливо восстанавливали стены Иерусалима, сам город и храм. Это была нелегкая задача, так как они были окружены недружественными народами.

Иудея теперь была небольшой заштатной провинцией Персии и оставалась таковой на протяжении двух столетий. Вторжение Александра Македонского и его победа над персами в 333 г. до н.э. открыли новую эру в регионе, которому в течение следующихдевяти столетий суждено было развиваться по греко-римскому образу и подобию. Первоначально это способствовало значительному расширению автономии и религиозной свободы евреев, для которых Храм оставался центром национальной жизни. Однако усиливались трения с нееврейским населением страны, усвоившим эллинские обычаи и религию. Во II в. до н.э. страной правила династия Селевкидов с центром в Сирии. Она проводила политику эллинизации всех своих подданных без исключения. Евреи с ужасом воспринимали постановления, запрещавшие практику иудаизма и ставившие вне закона соблюдение основных обычаев, включая отдых в субботу, обрезание и соблюдение поста. Иерусалимский Храм был осквернен приношением в жертву поросенка на его алтаре и посвящением его Зевсу. Евреи ответили кампанией широкого неповиновения, приведшей к актам мученичества и вооруженному сопротивлению. Возглавил его священник по имени Маттатиас и его пять сыновей, известных в истории как маккавеи, или хасмонеи. Военная кампания, блестяще проведенная старшим сыном Иудой Маккавеем, привела к поражению сирийской армии и завершилась взятием Иерусалима и вторичным освящением Храма в 164 г. до н.э.

реклама