реклама
я

Духовность

Обычным в Израиле считается, что днем или вечером кто-то где-то занят молитвой. Под молитвенным платком в синагоге, у креста в церкви или на коврике, обратившись лицом к Мекке, верующий будет восхвалять Создателя Вселенной, который обитает в бесконечных небесах, возвышающихся над Землей Обетованной.

Истинная сила религиозного энтузиазма в этой маленькой стране огромна: в Старом городе Иерусалима евреи у Западной стены, мусульмане у Купола Скалы и христиане в церкви Гроба Господня вполне могут в одно и то же время творить свои молитвы, не говоря уже о множестве других синагог, церквей и мечетей в одном лишь Старом городе. Более того, разнообразие религиозных верований здесь является совершенно особенной, присущей только данной местности, категорией. В XVIII в. хасиды капотас и штеймельс (плащи и шляпы) общались с облаченными в рясы монахами и монахинями любого христианского вероисповедания, а мусульманские имамы в тарбуш не выделялись из среды светских израильтян и паломников на Святую землю. Многие из святейших библейских мест на протяжении столетий поочередно давали приют синагогам, церквям и мечетям, но и сегодня посетители одной веры вполне могут отдать дань уважения странице своей собственной истории в молитвенном доме другой веры.

Еврейское общество: Духовная жизнь евреев тесно связана с домом, учебным заведением (шедеры для детей, ешивы для подростков и взрослых) и синагогой — из которых последняя наиболее доступна для посетителей. В Иерусалиме насчитывается более 500 синагог от скромных штибле и синагоги общины сефардов до гигантского Центра Бельцера (3500 мест) и Великой синагоги в центре на улице короля Георга V. К другим крупным синагогам Иерусалима относятся Централ, Ешран и Италиан.

Ортодоксы молятся три раза в день, но наиболее торжественная литургия бывает по выходным и праздничным дням. Это подходящий случай для того, чтобы попасть на богослужение хасидов, скромность помещений которых компенсируется усердием молящихся. Такие группы существуют в Сафеде, Бней-Браке и в районах Иерусалима Меа-Шеарим и Геула.

К наиболее приветливым и наиболее доступным группам хасидов относится группа Братслав, в помещении которой в районе Меа-Шерим находится реставрированное кресло их первого и единственного раввина Нахмана. Одно из его высказываний: «мир — это узкий мост; главное, ничего не бояться» — снискало ему любовь всех израильтян, как набожных, так и атеистов.

В другом конце района Меа Шеарим находится группа Карлин, приверженцы которой визгливо выкрикивают свои молитвы, а их соседи из группы Гер в районе Геула, тесно сплоченная организация которых характеризуется своей оперной музыкой и самодисциплиной, говорят, что «настоящий гер никогда не взглянет на свою жену». Аналогичных взглядов придерживается Толедод Аарон в отличие от группы Братслав, чистота целей которых сочетается с их враждебным отношением к политическому сионизму, который по их мнению узурпирует божественный процесс искупления грехов. В этом они являются последователями Нетурей Карта (Хранителей Города), которая гордится своим собственным правительством в изгнании и ведет кампанию за политическую автономию. Кроме того, обе эти группы ведут борьбу против консервативного и реформистского движений.

Цикл еврейского года и Новые евреи

Цикл еврейского года: Основа еврейского благочестия определяется лунным циклом, который начинается приблизительно в сентябре-октябре празднованием Рош Ашона (Нового года) и Йом Кипура (Судного дня) — строгого поста, длящегося 25 часов. Синагоги полны людей; богослужения длительные, но волнующие. Йом Кипуру предшествует совершение необычного — Капарота, заключающегося в раскачивании белой курицы над головой жаждущего покаяния грешника, после чего зарезанную курицу продают или отдают на благотворительные цели. Эту ужасную церемонию можно наблюдать на рыночных площадях по всей стране.

Суккот – праздник веселья после сбора урожая, включает молитвы о зимних дождях. Этот праздник, который отмечают как светские кибуцы, так и ортодоксы, предусматривает проживание во временных постройках в течение семи дней. Вечера посвящены празднованию: верующие отпускают своих детей на танцы, акробатические прыжки и фокусы под веселую возбуждающую музыку. Некоторые секты хасидов завершают торжества шествием своих детей с зажженными свечами.

Еще больше огней зажигается во время празднования Ханнука, которое происходит, как правило, в декабре, когда почти в каждом доме горит восьмисвечевый канделябр. Этому празднованию победы Маккавеев над греками около 2300 лет. Во время праздника Пурим (обычно в марте) зачитывается послание Эсфири. Дети и взрослые одеваются в праздничные костюмы, веселятся, пьют и делают друг другу подарки в виде еды или напитков.

В апреле каждый осуществляет генеральную уборку, готовясь к еврейской Пасхе, Песах — ежегодному празднику, посвященному исходу из Египта. Семь недель спустя наступает Шавуот — праздник Недель, во время которого тысячи собираются у Западной стены для утренних молитв, проводя ночь за изучением израильской национальной книги — Торы. В период между еврейской Пасхой и Шавуотом ортодоксы отмечают новые праздники —День независимости и День единства Иерусалима. Цикл завершается вразгар лета трехнедельным периодом скорби по храмам, кульминацией которого является однодневный пост в день Тиша Б’Ав.

Новые евреи и мессии: За последние 20 лет целая волна «возвращенцев» прошла через специальные ешивот для непосвященных, для того чтобы в конечном счете влиться в структуру местной религиозной жизни. Помимо рожденных здесь евреев в Израиль стекаются сторонники всех видов мессианства, предрекая страшный суд и проповедуя надежду, сострадание и справедливость. Наиболее «практичные» вступают в Гуш-Энуниме и строят новые поселения. Другие бродят по улицам в развевающихся одеждах и с отрешенными взорами.

Христианское общество и Межрелигиозный диалог надежды

Христианское общество: Предвестники мессии — это не только евреи, среди них есть и рослые, светловолосые люди с лицами прерафаэлитов. Они могут принадлежать к растущему в числе обществу протестантов. Недавно в христианской миссии в Иерусалиме на улице Бреннер собралось свыше 5000 человек из 40 стран для участия в христианском варианте праздника Кущей. Их всячески поддерживает Нес-Аммим, полуколлективная деревня вблизи Акко, где христиане разного вероисповедания обрабатывают землю в качестве первого шага — по словам одного из ее основателей Кристины Пиллон — «на пути возврата к нашим истокам и перехода к новой форме исправления… Наши принципы включают в себя отказ от обращения в другую веру и призыв к уважению иудаизма как живой продолжающейся традиции».

Основная часть традиционных христианских общин в Израиле, насчитывающих в целом около 120 тыс. чел., занята своими внутренними делами. Многие посвящают свою жизнь молитвам и размышлениям и сохранению своих церквей на Святой земле. Часто священники, монахи и монахини оберегают и сохраняют традиционные святыни, связанные с персонажами из Нового Завета: пещеру, где Святое семейство нашло убежище, или место, где Иисус совершил одно из своих чудес или где он провел богатые событиями моменты своей жизни на земле. Осуществляя контроль над Западным берегом, Израиль владеет практически всем из того, что общеизвестно как Святая земля, и паломник может пройти по стопам Иисуса от непорочного зачатия в Вифлееме до ранних этапов жизни в Назарете и распятия на кресте на Голгофе в Иерусалиме.

Сложные своим многообразием, христианские группы отмечают около 240 праздников и святых дней в году. Лишь настоящие паломники допускаются в Вифлеем на Рождество, где основные события происходят в церкви Рождества Христова, точно также, как в пасхальную неделю происходит воспроизведение последних дней жизни Иисуса с чтениями и шествиями к историческим местам, связанным с подлинными событиями. Сюда входят шествия с пальмовыми ветвями от Елеонской горы по Виа Долороса до церкви Гроба Господня. Здесь происходят две уникальные церемонии: Омовение ног [Ин 13; 1-8] в Великий четверг и Зажигание священного огня (символизирующего грядущее спасение мира) ортодоксами и восточными церквями в Великую субботу. Кульминационное шествие с крестом старейшей группы священников-францисканцев — в Страстную пятницу от Претории до Калвари (Голгофы) по Виа Долороса повторяется каждую неделю на протяжении всего года. Одним из наиболее уникальных христианских мест является место крещения Иисуса на реке Иордан. После длительного периода забвения этому месту вновь поклоняются миллионы верующих.

Межрелигиозный диалог надежды: Существование современного Израиля свело вместе христиан, мусульман и евреев, предоставив им выпадающую раз в тысячелетие возможность для межрелигиозного диалога. Когда такие встречи происходят, они позволяют преодолевать самые спорные проблемы с новым пониманием. По словам представителя израильского мусульманского суда шариата д-ра Абу Гоша, «исламу чужды нынешние политические споры. Ислам, христианство и иудаизм могут мирно сосуществовать друг с другом, что и происходит в Израиле». Кармелитка из Вермонта Мари Каре ежегодно проводит зиму в Израиле, где она обучается «основам талмудизма». В Израиле она обнаружила, что «все начинает вставать на свои места».

Французский священник Марсель Дюбуа считает, что «мы являемся свидетелями вторичного христианского открытия целостности по божьему провидению». Направленный в Восточный Иерусалим в 1962 г., он стал гражданином Израиля вдень Рождества в 1974 г. Он осведомлен о напряженных отношениях, существующих вокруг него, однако в своем высказывании о том, что «Иерусалим — это столица противоречий», имеет ввиду не только себя.

реклама