реклама
я

Диаспора

На протяжении 25 веков, пока земля Израиля переходила из рук в руки различных завоевателей, а народ Израиля был разбросан по всему миру, появилось слово «диаспора», происходящее от греческого слова «рассеяние» и обозначающее еврейскую общину, рассеянную за пределами Израиля. Значение слова «еврей» — сложное и многогранное, оно подразумевает не только принадлежность к религии, но и отождествление с народом, образом жизни и землей Израиля. Само существование еврейского народа сегодня свидетельствует о его верности этим принципам и в периоды успехов и достижений, и во времена невзгод и лишений, в изгнании.

Из Вавилонии в Испанию: Многие евреи, высланные в Вавилонию в VI в. до н.э., остались там на постоянное жительство. В тот же период другие евреи создали свою общину в Египте. К первому веку там жил миллион египетских евреев. Они сосредоточивались главным образом в большом портовом городе Александрии. Естественно, что на евреев в диаспоре оказывала влияние культура народов, среди которых они жили. В Египте их привлекала эллинская (греческая) культура. Они стремились синтезировать ее со своими еврейскими традициями. Так появились первый перевод Библии на греческий язык и работы по еврейской религии в сочетании с греческой философией.

Диаспора – Еврейские общины возникли и в других странах. Рассказы Св. Павла о его путешествиях свидетельствуют о существовании еврейских общин в материковой части Греции и на островах, в Малой Азии и в Риме. Первые случаи явления, получившего название антисемитизма, наблюдались в Александрии. Римские правители в этом регионе довели евреев до бедственного положения, ив 115 г. н.э. евреи в Египте, Ливии и на Кипре восстали. Восстание продолжалось два года с тяжелыми потерями для обеих сторон. Война завершилась полным разгромом еврейской общины в Египте, период ее расцвета кончился.

После разрушения Второго храма многие пленные евреи были отправлены из Иудеи в Рим, где их продавали в рабство. Со временем они стали свободными, и еврейская община насчитывала там 40 тыс. чел. Римляне уже более терпимо относились к ним, и евреи разъезжали по всей империи — нередко в качестве торговцев, следовавших за римскими легионами. Однако жизнь этих евреев изменилась роковым образом, когда государственной религией в империи стало христианство. К концу IV в. н.э. империя распалась на две части. Большинство евреев проживало в восточной половине, столицей которой была Византия (ныне Стамбул). Вскоре в отношении евреев в Византийской империи были приняты жесткие законы, направленные на подрыв их религиозных обычаев и экономического благосостояния.

В Вавилонии (современный Ирак), расположенной за пределами сферы влияния христианства, положение было иное. Она стала центром духовной жизни еврейства, средоточием иудейских духовных академий, где был составлен Вавилонский Талмуд, самый авторитетный источник законности, ставший основополагающим руководством для будущих поколений. Евреи в Вавилонии пользовались почетом: одни занимались сельским хозяйством, другие — торговлей, судостроением и мореплаванием.

Большинство евреев продолжало жить на побережье Средиземного моря и в районах, примыкающих к нему. В Аравии процветал еврейский центр, но его постигла трагическая участь в VII в., когда основатель новой религии (ислама) Магомет, разгневанный отказом евреев принять его учение, разгромил их общины. Во времена мусульманского правления евреи, как и христиане, подвергались многочисленным ограничениям и тяжело страдали от исламского фанатизма. Однако евреям разрешали исповедовать свою религию. Они достигли высокого положения в политической, экономической и культурной жизни исламских стран. При мусульманском правлении в двухсотлетний период «Золотого века» творческие искания евреев достигли беспрецедентных высот в области изучения библии, иврита, религиозного права, священной и мирской поэзии, в науке и философии. Еврейские переводчики, пере­водившие с арабского на латинский, нес ли мусульманскую культуру в христианский мир Европы.

Христианская нетерпимость еврейской диаспоры

Тем временем в христианской Европе евреи продвигались на север, создавая свои общины в Рейнской долине и расселяясь дальше в Германии, Франции и Англии. Правители благосклонно относились к ним как к торговцам и ремесленникам, однако под влиянием церкви они вскоре стали объектом народной ненависти. Церковь учила, что евреи — «убийцы Христа». В отношении них были приняты унизительные указы, требовавшие, например, ношения специальной одежды как «знака позора».

Средние века были для евреев периодом кошмара. В Англии появились клеветнические измышления о ритуальных убийствах. Во времена распространения Черной смерти (бубонной чумы) в 1348-49 гг. гнев народных масс был направлен против евреев, которые якобы отравляли колодцы, что бы вызвать эпидемии. В тех местах, где им было разрешено жить, в отношении них устанавливались строгие ограничения: запрещалось трудиться на земле, заниматься торговлей и большинством видов ремесел. Нередко евреев помещали в гетто — ограниченные кварталы в городах, иногда обнесенные стеной с воротами, которые запирались на ночь, чтобы евреи не могли выйти оттуда. Церковь изображала еврея как сатанинскую фигуру, убившую Бога и алчущую денег.

Несмотря на не прекращавшиеся гонения, евреям удалось сохранить внутреннюю сплоченность, стойкость и единство. Они жили и умирали с большим достоинством. Как в христианском, так и в мусульманском мире евреи пользовались значительной степенью самоуправления, благодаря которому они создали свой собственный общинный образ жизни и самостоятельные институты. Во все времена у них была богатая литература. В XII и XIII вв. она часто выходила на идиш, языке средневекового германского происхождения с ивритским алфавитом. Этот язык был широко распространен среди евреев в Центральной Европе и в новых общинах Восточной Европы. Евреи восновном мигрировали в восточном направлении, и их новые общины стали появляться на пространствах Польши и Литвы.

В Испании положение евреев ухудшилось, когда христиане отвоевали эту страну у мусульман. В 1391 г. в результате учиненной резни было уничтожено свыше ста общин в Испании, а десятки тысяч евреев под страхом смерти были обращены в христианство и презрительно назывались «марраны» (свиньи). Их принадлежность к христианству чаще всего была лишь номинальной. Небезызвестная испанская инквизиция занималась искоренением скрытых евреев, кое-кого из них сжигали на костре. В 90-х гг. XV в. все евреи, не принявшие христианства, были высланы из Испании и Португалии. Большинство беженцев отплыли на восток и обрели себе новое пристанище в странах Средиземноморья. Многие марраны, оставшиеся на Иберийском полуострове, в XVI и XVII вв. сумели бежать и обрели гостеприимное пристанище и религиозную свободу в протестантских странах — Голландии, Англии и в прибалтийских государствах Германии. Какая-то часть евреев, следуя по новым торговым путям, создала небольшие общины в Бразилии, находившейся под господством Португалии, а затем и в странах Карибского бассейна. Небольшая груп па в 1654 г. достигла Нового Амстердама, затем прибыла в Нью-Йорк и положила начало расселению евреев в Северной Америке.

Примерно в это время на основную массу евреев, проживавших тогда в Польше, обрушилась беда. Их сделали козлами отпущения в казацком восстании 1648 г., когда десятки тысяч были зверски убиты, многие общины уничтожены, а спасшиеся потеряли все свое имущество. В состоянии крайнего отчаяния евреи обратились к мистике и мессианству. Когда некто Саббатай Цеви из Измира в Оттоманской Империи стал утверждать, что он является мессией, который поведет евреев обратно на их собственную землю, во всем мире они начали собираться в дорогу. Разочарование, наступившее после того, как он согласился с требованием султана обратиться в исламскую веру, породило духовный кризис среди евреев. В связи с этим появились новые религиозные течения, самым влиятельным из которых был хасидизм. В отличие от раввината, делавшего упор на учение, сторонники хасидизма утверждали, что иудаизм должен быть эмоциональным, радостным опытом.

В то время как среди восточно-европейских евреев царила сумятица, на Западе зарождалась новая надежда. На заре Просвещения члены небольшой еврейской общины в США, незадолго до того добившихся независимости, получили все гражданские права, закрепленные в Декларации независимости. Несколько лет спустя французская революция выпустила свою Декларацию прав человека, в которой было провозглашено, что «все люди рождаются и остаются равными в правах», и предоставила полное гражданство евреям во Франции. В течение нескольких десятилетий евреи Центральной и Западной Европы были уравнены в гражданских правах.

Но эта новая свобода не коснулась Восточной Европы, где в то время под гнетом российского царизма проживало 80 % всего еврейского населения мира. В ряде суровых законов были очерчены границы проживания евреев (черта оседлости) и были установлены ограничения на род занятий и экономическую деятельность. Когда в начале 80-х годов XIX в. были инспирированы дикие погромы евреев, они сочли, что единственным возможным выходом для них является эмиграция. Миллионы евреев покидали страну. Большая часть отправлялась в Соединенные Штаты, которые считались «Золотой землей». Еще один поток устремился на израильскую землю. В XX веке после большевистской революции и затем второй мировой войны значение Европы как центральной диаспоры для евреев пошло резко на убыль, но ее пеплом была посыпана почва, на которой возродился Израиль.

реклама