реклама
я

Ашкенази

Если Израиль является западной страной на Востоке, то такой ее сделали ашкенази. Израиль—это детище ашкенази — евреев из Восточной и Западной Европы, которые благодаря своей жизненной энергии, идеалистическим принципам и настойчивости сумели создать современное динамичное еврейское государство. Несмотря на огромный приток евреев ашкенази из бывшего СССР, число евреев из Азии и Африки в Израиле превосходит численность евреев европейского происхождения. Тем не менее именно из рядов ашкенази вышли отцы-основатели Израиля. Ценности и институты Израиля были задуманы, сформированы и обрели жизнь по замыслам ашкенази. И на протяжении четырех с лишним десятков лет государственности они имели практически прямую неоспоримую монополию в политических, экономических, военных, культурных, правовых и религиозных институтах страны.

В течение многих веков до становления современной философии сионизма, которая стала привлекать евреев обратно на их древнюю родину, небольшие группы религиозных евреев из своих домов в местечках Восточной Европы отправлялись в опасное путешествие в негостеприимную Святую землю, куда они прибывали, чтобы дождаться появления мессии или быть похороненными в ней, если они, не дай Бог, умрут раньше. Однако переселенцы, которые начали прибывать в конце прошлого века в Палестину, находившуюся под управлением Оттоманской империи, были людьми, воспринявшими взгляды представителей интеллектуального и идеологического «просвещения», от которого в России вскоре должен был вспыхнуть пожар. Они образовали кибуцы и сформировали «правительство в ожидании».

Тем временем их ряды пополнялись новыми переселенцами из России, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Румынии и Германии. Одних привлекала вдохновляющая задача создания еврейского отечества после двух тысячелетнего изгнания, других подталкивала необходимость, вызванная гонениями. В 20-е гг. экономическая депрессия в Польше вынудила многих евреев искать пристанище в Палестине. В отличие от своих предшественников, преисполненных решимости сформировать «нового еврея» путем приобщения его к сельскохозяйственному труду, они селились в городах, образуя новую мелкую буржуазию — торговцев, учителей и других лиц умственного труда.

Зарождение и усиление фашизма в 30-е гг. подхлестнуло приток евреев из Германии и Австрии — экков, появление которых сразу же дало знать в образовании, коммерции, искусстве.

Обладая высокоразвитым чувством торжественности и порядка, экки (происходит от искаженного слова «джэккит» — пиджак, который носили с галстуком на все случаи жизни и в любую погоду) пришли в ужас, увидев, как небрежно, непочтительно и пестро одевались их новые соотечественники, носившие даже рубашки с короткими рукавами.

И хотя экки прибыли в свой новый дом без тяжелого идеологического багажа в отличие от своих восточноевропейских сородичей, они и евреи из Великобритании привезли с собой выучку, которая оказывала решающее влияние на становление молодого государства. Они оставили неизгладимый след в государственной службе и системе права и разработали этику поведения на службе, которая чувствуется в торговых и промышленных учреждениях и в дипломатическом корпусе Израиля.

С окончанием второй мировой войны накатилась новая волна обнищавших беженцев и травмированных узников, переживших ужасы фашистских лагерей смерти. Вначале они прибывали нелегально на судах-развалюхах, прорываясь через морскую блокаду англичан, которые пытались не пускать их. После образования государства ряды евреев ашкенази неоднократно пополнялись новыми волнами переселенцев из разоренной войной Западной Европы, из Чехословакии, Венгрии, Румынии и особенно из Советского Союза. Большинство из них были светскими евреями, но много было и религиозных. Они привезли с собой свои уникальные обычаи и традиции. Многие из великих хасидских судов, подвергшихся жестоким преследованиям в период гитлеровского террора, были успешно пересажены из Восточной и Центральной Европы в Израиль.

Существует и еще одно, гораздо более крупное ультра ортодоксальное движение ашкенази — Агудат Исраэль, которое носит не сионистский характер. Мало того, есть и еще широкое движение сионистов, которое зародилось в том же религиозном котле, что и их ультра-ортодоксальные братья, но окрашенное в яркие политические тона. Оно составляет идеологическую основу движения поселенцев Гуш Эмуним на Западном берегу реки Иордан. В отличие от ультра ортодоксальных ашкенази они занимаются светскими науками, охотно служат в армии, где являются наиболее сознательными воинами. К этому «коктейлю» евреев ашкенази следует добавить обычных переселенцев с запада — из США, Англии, Южной Африки, Канады, Австралии и Новой Зеландии (обычно объединяемых под общим названием «англосаксим», искаженное «англосаксы»), а также из Южной Америки и Скандинавии. Они представляют собой иммигрантов класса «люкс». Большинство из них прибывают из вызывающих чувство восхищения центров процветающего мира. Это ставит их в лучшие стартовые условия.

реклама